Как и следовало ожидать, публикация московским издательством "Европа" сборника архивных документов "Латвия под игом нацизма" вызвала смятение в академических кругах ЛР, то есть среди официально назначенных "придворных" историков.
"Советскими мифами о Холокосте в Латвии" назвал книгу академик Айварс Странга. Профессор ЛУ Хейнрикс Стродс заявил, что в Саласпилсе погибло не 100 000, а "всего" 2000 человек. "По моему мнению, это крайний маразм", - оценил сборник доктор исторических наук Эрикс Екабсонс.
Если латышские историки не признают подлинности открытых Россией документов - мол, "сведения, которые там есть, являются фантазией и высосаны из пальца" (А. Странга), - то извольте почитать материалы латвийские. В распоряжении вашего автора имеется "Архивная справка о Саласпилсском лагере, лагерях военнопленных, гражданских лиц и гетто в Цесисском, Даугавпилсском, Елгавском, Резекненском и Рижском уездах" под номером 4-AK-3496, изданная Латвийским государственным историческим архивом еще 5 мая 2004 года.
50 гектаров кошмара
С самого начала войны Саласпилс стал местом страдания. Согласно архивным документам, Stalag-350 - отдельно для пленных советских солдат и для командиров - начал создаваться у шоссе и железной дороги Рига - Даугавпилс в июле 1941 года. Его площадь составляла примерно 50 га. Затем он имел разные названия: AEL Salaspils (Саласпилсский трудовой и воспитательный лагерь), Lager Kurtenhof (немецкое название Саласпилса).
"3 декабря 1942 года в письме командира полиции безопасности (гестапо) и СД в Латвии генерал-комиссару в Риге указано, что Саласпилсский лагерь, несмотря на официальное название, по отношению к заключенным и использованию их труда ПРИРАВНЕН К НЕМЕЦКИМ КОНЦЕНТРАЦИОННЫМ ЛАГЕРЯМ".
"По данным Чрезвычайной комиссии, в 1941-1944 годах в Саласпилсском лагере погибло около 101 100 человек (53 700 гражданских лиц, в том числе более 3000 детей, и 47 400 (в других местах - 46 400) военнопленных. . . Лагерь ликвидирован в августе-сентябре 1944 года".
Тихий провинциальный уезд
Живописные окрестности Цесиса никогда не ассоциировались с ужасами нацизма - что ж, это одно из доказательств избирательности исторической памяти Латвии. Думается, и в краеведческом музее города не найдешь стенда о замученных на видземской земле.
Но ведь в Раунской волости лагерь Личи стоял с осени 1941 до осени 1943 года, 100 пленных работали в лесу и на дорогах. В Лаункалнской волости сведения о двух лагерях относятся к 1941-1944 годам, численность - 500 человек. А еще в Лиепской волости. Два лагеря были в Драбешской волости - 100 и 400 пленных. В 1941-1943 годах в Веселавской волости - два лагеря по 400 пленных. И в самом Цесисе лагерь пленных был - с ноября 1941-го по ноябрь 1942 года.
Лагерь на бульваре Бривибас
Центральный лагерь военнопленных в Елгаве раскинулся на Выставочной площади, на пересечении бульвара Бривибас (!) и улицы Гарозас. "С июля 1941 года до 1943-го большая часть пленных держалась под открытым небом", - сухо гласит архивная справка. Точно так же, в ветер, дождь и мороз, ютились пленные советские солдаты на островке между реками Лиелупе и Дриксна - там в страшной скученности жили и умирали 10 000 человек. На улице Узварас немецкие "победители" посадили сотни русских в здание бывшего пивзавода. Что об этом сейчас знают елгавчане?
В Резекне шталаг-347 стоял около вокзала. Заключенным "повезло" - их поселили в карантинных бараках Первой мировой. К зиме 1942 года там было 30-40 тысяч человек, а 25 июня 1942 года - только 3633. Кто умер от тифа, кто от голода, кого увезли в рабство в Германию. Через лагерь в Малте прошло 2000 пленных, смертность составила 25%. Всего в Резекненском уезде было 7 лагерей военнопленных - еще в Ливаны, Криваны, Шпоги, в Науенской и Ликсненской волостях.
Лагерная столица
Карта столицы рейхскомиссариата Остланд пестрела лагерями. Центральный распределительный лагерь находился близ нынешнего парка 1905 года, в казармах бывшего 5-го Цесисского полка (ныне - база пограничников ЛР). Весной 1944 года его официальное название - Dulag-101. "Филиалы" главного лагеря в Риге располагались на ул. Слокас, в казармах бывшего бронетанкового полка Латвийской армии (там погибли 15 000 человек), на красильной фабрике на ул. Бруниниеку (офицерский лагерь), на веревочной фабрике близ станции Шкиротава (2000 погибших). Отдельные лагеря для больных и раненых пленных располагались на улицах Гимнастикас, Виенибас гатве (бывшая клиника Шенфельда), Кришьяна Барона, 130 (фабрика цинково-свинцовых красок).
Временные лагеря пленных в Риге существовали в самых неожиданных местах - на аэродроме Спилве, на заброшенном пивзаводе (ул. Даугавгривас, 84), в Межапарке, в казармах бывшего 6-го рижского полка армии ЛР (ул. Маскавас), в казармах бывшего артиллерийского полка (ул. Крустабазницас), на бывшей фабрике Стрицкого (ул. Кр. Валдемара), в Агенскалнсе, на вагоностроительном заводе "Вайрогс", на станции Рига-Товарная, в Экспортном порту. Рижский уезд был еще более поражен язвами лагерей. В Адажской волости в летних бараках латвийской армии (там, где сейчас база НАТО!) сидели 60 000 военнопленных, а позднее - евреи, использовавшиеся на лесоповале. В лагере на хуторе Амолос Адажской волости из 100 человек, строивших дороги, расстреляли 22.
В Сигулде, в лагере на ул. Тиргус, среди 300 пленных умер каждый третий. В Лигатненской волости заключенные строили железную дорогу по болотистой местности - из 200 человек замучили половину. Затем, в начале 1944 года, архивные документы фиксируют лагерь на Лигатненской бумажной фабрике. Под Ригой колючая проволока обвила и станцию Цекуле, и хутор Гатери Аллажской волости, Огре (ул. Медниеку 6), торфяные фабрики в Стопини и Слоке. В последнем из 500 побывавших там пленных осталось в живых 70-80.
. . .Тема нацистских преступлений в Латвии необъятна. В данном тексте мы специально остановились ТОЛЬКО на уничтожении советских военнопленных - причем всего в нескольких уездах. Тысячи из них так и остались без вести пропавшими, и еще не нашлось Симона Визенталя, который расследовал бы роль гитлеровцев и их местных приспешников в ныне плотно забытой части истории Латвии. Но, может быть, уважаемые читатели сходят по указанным в статье адресам, расспросят старожилов и проведут свое следствие?