Центром внимания широкой мировой общественности и СМИ в середине июля стал пригород Санкт-Петербурга - город Стрельна, где прошел 32-й саммит глав государств и правительств восьми ведущих промышленно развитых стран: Великобритании, США, Германии, Франции, Италии, Японии, Канады и России.
В ходе всего периода подготовки встречи "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге многие в России и в мире предрекали саммиту нелегкую судьбу.
Экзамен на зрелость?
Судя по высказываниям западных политиков и экспертов, складывалось впечатление, что 'семерка' намерена устроить Кремлю настоящий экзамен на политическую зрелость. Западные политики, эксперты и журналисты разделились на два лагеря: в первом требовали исключить Россию из G8 (с подачи американского сенатора-республиканца Джона Маккейна в Соединенных Штатах развернулась дискуссия о том, достойна ли Россия оставаться в составе 'восьмерки' - этого клуба ведущих индустриально развитых демократий). Представители второго лагеря, хотя и не вели речи об исключении, но настойчиво напоминали о деле ЮКОСа, якобы несвободных СМИ и откате от демократии. Сам Владимир Путин настолько часто подчеркивал особый демократический путь России, что казалось, будто вопросы ее внутреннего развития окажутся в центре внимания саммита "восьмерки".
В итоге, публичного бичевания России, как этого требовали некоторые западные политики, не произошло. Повестка дня саммита, которую год назад объявил Владимир Путин, оказалась беспроигрышной. В качестве приоритетов российского председательства были названы энергетическая безопасность, образование и борьба с инфекционными заболеваниями. Москва четко сформулировала актуальные проблемы мирового развития и продемонстрировала способность организовывать дискуссию в рамках 'восьмерки'.
Саммит в Санкт-Петербурге явно положительно контрастировал на фоне скандала последней встречи G8 в Великобритании, когда хозяева напролом пробивали свои 'национальные' проекты. Благодаря тому, что в ходе подготовки к саммиту в Санкт-Петербурге все 12 документов, которые предполагалось принять, были предварительно согласованы, главы государств могли больше времени посвятить дискуссиям на наиболее актуальные темы: нераспространение оружия массового уничтожения (ракетная программа Северной Кореи, ядерные разработки Ирана), война на Ближнем Востоке, терроризм и энергетическая безопасность.
Вопрос дня - энергетическая безопасность
Несмотря на то, что саммит проходил на фоне эскалации конфликта на Ближнем Востоке и спутал карты участникам G8, приоритетные темы встречи остались теми же. Несмотря на это, целые сутки лидеры 'восьмерки' спорили о проекте заявления по Ближнему Востоку, равноудаленному от каждой из них. В интервью российский президент признался, что именно представители Москвы фактически настояли на политически 'сбалансированном' документе по Ближнему Востоку, в котором бы не упоминалась Сирия. При этом Владимир Путин в ходе обсуждения ближневосточной проблемы подчеркнул, что остановить насилие при помощи ООН - наилучший способ решения конфликта.
Одним из наиболее важных итогов обсуждений в рамках саммита стала выработка единых подходов к вопросу энергетической безопасности. Страны G8 определили, каким образом они будут строить общее энергетическое будущее и выработали единую формулу развития ядерной энергетики для всех членов G8. Чуть ли не единственным камнем преткновения между участниками саммита в этой сфере стал отказ России ратифицировать, так называемую, Европейскую хартию в сфере энергетики. Несмотря на это, президент России очень четко обосновал причины такого отказа. Он отметил, что этот важный документ нуждается в значительной доработке прежде, чем российская сторона сможет считать его приемлемым для себя. Острые дискуссии вызвала ситуация, связанная с Ираном и Северной Кореей. Не принимая во внимание определенные различия в позициях сторон, необходимо отметить, что стратегически мнения G8 по этим проблемам совпадают. Несмотря на то, что многие скептики на Западе предрекали саммиту G8 в Санкт-Петербурге фиаско, он завершился дипломатической, политической и психологической победой российской стороны.
Второе дыхание российской дипломатии
Россия как хозяйка встречи достигла нескольких примечательных положительных итогов. Во-первых, укрепились позиции Москвы как надежного поставщика энергоресурсов. Россия не только отказалась ратифицировать абсолютно невыгодную для нее энергетическую хартию, на чем настаивали ее партнеры, но и добилась внесения в заявление G8 по вопросам энергетической безопасности выгодных для нее положений. Во-вторых, западные партнеры, в том числе и американцы, хотя и неофициально, но признали, что не могут влиять на внутриполитическую ситуацию в РФ. В ответ на критические замечания в адрес Москвы, которая, по мнению некоторых западных политиков, 'допустила откат от демократии', президент Владимир Путин жестко и аргументированно отвел все нападки своих коллег на саммите.
И, наконец, в-третьих, саммит в Санкт-Петербурге продемонстрировал стремительный рост уверенности России в своих силах. Во время встречи было действительно заметно, что у российской дипломатии открылось второе дыхание, она стала более настойчиво и уверенно вести диалог со своими западными партнерами. С начала девяностых годов прошлого века в Санкт-Петербурге Россия впервые почувствовала себя действительно суверенной. Кроме того, саммит в Санкт-Петербурге оказался успешным и лично для Владимира Путина, который не без оснований надеется, что Россия, наконец, сможет вернуться на позиции глобального игрока в мире, каким когда-то был Советский Союз.
Перевод - Сергей Черкалин
____________________________________________________________
Кремлевский политтехнолог берется за самую трудную задачу ("The Scotsman", Великобритания)