Два века назад из-за империалистических устремлений Франция разоряла ближайших и удаленных соседей, шесть десятилетий назад Германия из-за тех же побуждений потрясла Европу, Россия оккупировала часть стран Восточной и Центральной Европы, недавно ей стукнуло в голову инкорпорировать Афганистан, выйти к южным морям, а сегодня она воюет со стремящейся к свободе Чечней. США помогли СССР, Франции и народу Германии обуздать Гитлера, помогли воссоздать разрушенную войной Западную Германию, а также объединить ее с Восточной Германией, различными способами помогали и способствовали демократическим процессам в СССР и в перенявшей его права России.
В небытие ушли Наполеон, Гитлер, Сталин. Что же произошло, почему так быстро забылась историческая роль помощи США, определившая судьбу упомянутых стран, и стал возможен вызов Америке, когда на глазах у всего мира Франция, Германия и Россия противятся стремлениям Америки и большинства стран Европы обуздать Ирак? Три государства, бывшие когда-то непримиримыми врагами, воевавшие между собой, вдруг нашли общий язык и заделались миротворцами. При очевидной угрозе Ирака миру и стабильности они потребовали разрешить проблему мерами, ведущими в тупик, оставив военное бремя американцам, сами 'борясь' за мир остротами и издевательствами над Америкой и над поддерживающими ее странами.
На вопрос, что лучше - война или мир, однозначного ответа нет, поскольку война может быть спасительной, а мир кровавым, потребовавшим намного больше потерь, чем война.
Пацифизм - это буржуазно-либеральное движение, поддерживающее мир пассивными средствами, осуждением аморальности войны. Пацифисты осуждают любые войны, осуждают даже законность освободительных войн, верят, что войн можно избежать, не избавившись от их причин. Пацифизм, который стремится к умиротворению, на самом деле, часто бывает направлен на подавление восстаний, усмирение движений и мятежей. Советский террор и геноцид СССР на оккупированных землях - очевидный пример пацифизма. Война России со стремящейся к свободе Чечней ведется именно на основе пацифизма, под прикрытием лживой борьбы с терроризмом, который сама Россия провоцирует.
Признанный в мире русский философ Николай Бердяев, рассматривавший природу войны, ее сущность, этику и философию с христианской точки зрения ('Философия неравенства', Берлин, 1923), утверждает, что война есть светлая и темная, ненависть и любовь, животный эгоизм и благороднейшее самопожертвование, рождение вины и ее искупление. Он обращался к пацифистам-гуманистам: 'Война не столько зло сама по себе, сколько связана со злом и является последствием зла более глубинного. И в духовной природе войны есть свое добро. Не случайно великие добродетели человеческого характера выковывались в войнах. С войнами связана выработка мужества, храбрости, самопожертвования, героизма, рыцарства. Рыцарства и рыцарского закала характера не было бы в мире, если бы не было войн. С войнами связано героическое в истории. Я видел лица молодых людей, добровольцами шедших на войну. Они шли в ударные батальоны, почти на верную смерть. Я никогда не забуду их лиц. И я знаю, что война обращена не низшим только, а и к высшим инстинктам человеческой природы, к инстинктам самопожертвования, любви к родине, она требует бесстрашного отношения к смерти'.
Обратившись к истории Литвы, мы увидим, что народ без дела не поднимал и без чести не опускал меч; защищал свои права, честь, нес жертвы ради свободы. Было хорошо заметно, что Литва, как и многие страны Европейского Сообщества, в случае с войной в Ираке реально поддержала США, не поддавшись пацифистским соблазнам, которые сулили Россия, Франция и Германия. Только горстка, несомненно, инспирированных бывшими 'опекунами', объявившими себя 'лигой света', пыталась разжечь борьбу 'за мир'.
СССР заявлял о борьбе 'за мир', которая достигала такого напряжения, что угрожала планете не оставить камня на камне, открыто стремился к мировой революции. Войнам народов и государств советы противопоставляли классовую войну, и все жертвы такой войны считали оправданными. На самом деле, жертва классовой войны отмечена физическим и духовным убийством; Советы боялись убийств на настоящей войне, однако они не боялись убивать в ходе своей классовой войны.
Н.Бердяев так разоблачал советский мир: 'В исторических войнах народов никогда не бывает такого отрицания человека, как в революционных войнах классов и партий. Война имеет свою обязательную этику отношения к противнику. Доблестного врага хоронят с воинскими почестями. В революционных классовых войнах все считают дозволенным, отрицается всякая общечеловеческая этика. С врагом можно обращаться, как с животным. . . И война нравственно выше, духовнее социальной борьбы, 'гражданской войны', которая не есть война. . . Гражданская война не может не вести к озверению'.
Политолог, публицист Вилюс Браженас в статье 'Мир и войны - чувства и статистика' (газета 'Летувос айдас', 20.04.2003) представил ошеломляющие цифры жертв, сопровождавшие кровавый коммунистический мир. Только с 1917 по 1947 год было убито 62 миллиона человек. Это в четыре раза больше, чем погибло во время Второй мировой войны (15 млн.) По данным автора, до 1987 года тирании, чаще всего, коммунистических правительств хладнокровно убили в четыре раза больше людей, чем погибло солдат за время всех войн того века; 151 млн. - в мирное время, 38,5 млн. - во время войн.
Пацифисты до сих пор продолжают осуждать США за сброшенные на Хиросиму и Нагасаки атомные бомбы, как будто не видя того, что было бы, если бы те бомбы не принудили Японию капитулировать; затянувшаяся война потребовала бы гораздо больше жертв, нежели унесли бомбы.
Исторический опыт свидетельствует, что мир может быть губительным, а война - спасительной.
* материал опубликован под рубрикой 'Нам пишут читатели'