Летом Паланга становится мечтой многих литовцев. Вырваться хотя бы на несколько дней на морское побережье - это как кульминация всего отпуска. Что помимо морского удовольствия и солнечных ванн находит прибывший в Палангу отдыхающий?
Прежде всего, ему придется смириться с тем, что основным гостем летней столицы является турист из России. Делается все, чтобы он вспомнил имидж Паланги советского туризма: 'Nasha Palanga'. Здесь он должен почувствовать, что прибыл не в самобытную страну, а в ареал русской культуры. На эстраде, принадлежащей Государственной филармонии, его веселят звезды шоу-бизнеса из России, афиши нередко пестрят русскими письменами, кафе на улице Йонаса Басанавичюса его завлекают бьющими по голове звуками русской 'попсы' и меню от 'широкой Родины'. . .
Может, и хорошо, что туристы из России могут чувствовать себя у нас, как дома. Ведь они здесь оставляют немалые суммы денег. Однако такого радушия не находят отдыхающие из Германии, Польши или Скандинавии. Конечно, они не надеются и, скорее всего, даже и не хотят обнаружить здесь культуру своего родного края. Я тоже не хотел бы в Турции или Испании есть цеппелины (национальное литовское блюдо, котлеты из картофельного теста с мясной начинкой - прим. ред.), слушая литовскую 'попсу' в плохом исполнении.
Не показывает ли эта попытка создать в Паланге оазис русского туризма наш комплекс неполноценности, своеобразной потребностью подольститься? Не секрет, что и соотечественники, может, под воздействием программ кабельного телевидения (и не только его), не равнодушны к российской поп-культуре и положительно оценивают ее инвазию в культурное пространство нашего досуга. При таком положении создать какой-нибудь противовес как русской 'попсухе', так и ее влиянию нелегко. Однако в Паланге несколько музыкальных клубов и клубов досуга стремятся завлечь зрителей качественной программой исполнителей национальной досуговой музыки. Беда только в том, что таких исполнителей не уйма и, сделав круг, мы снова возвращаемся к тем же лицам, а впустить новых - это значит рисковать.
И все-таки Паланга пытается отказаться от имиджа 'басанавичского' (улица Басанавичюса - главное место прогулок отдыхающих в Паланге - прим. перев.) курорта. Расположившийся в черте Ботанического парка Музей янтаря становится очагом классической, я бы сказал, аристократической культуры. Попытки воссоздать дух XIX века могут показаться несколько искусственными, но они свидетельствуют об усилиях сохранить хотя бы малое дуновение сакральности в городе отдыха и досуга. Тем более что окружение и пространство Дворца Тышкевичей подходит для этого. Так что звучащая здесь музыка, поэзия, различные экспозиции создают атмосферу, которая для ищущего отдыха человека позволяет почувствовать часто такие не заметные в водовороте повседневности колебания души.
Своеобразной визитной карточкой летней столицы является цикл концертов 'Ночные серенады'. Летающие здесь над головами музыкантов ласточки, крики удалившихся от моря чаек, громкая музыка оркестра притягивают пеструю публику. Здесь можно встретить и 'нового русского', и пожилого местного интеллигента. Хранители традиций этих ночных концертов испытали немалое потрясение, когда Литовский камерный оркестр покинул профессор Саулюс Сондецкис. Были даже мысли прекратить их проведение, однако после замешательства в 'Ночных серенадах' произошли похвальные перемены. Теперь в программе мероприятия снова нашлось место для произведений литовских авторов, различных экспериментов или еще только восходящих звезд национальной сцены.
Этим летом в явно активизировавшейся жизни так называемой высокой культуры видны и проблемы. Паланга не в силах конкурировать с интенсивностью театральной жизни другого курорта - Друскининкай. Другая беда в том, что отдыхающие и гости города почти не могут ознакомиться с работами местных деятелей искусства. Как бы то ни было, альтернатива поверхностному отношению в летней столице имеется.
___________________________________________________________
Русские идут ("Stern", Германия)
Русские оккупируют средиземноморские курорты ("The Daily Telegraph", Великобритания)