Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Оглядываясь на Москву

Мы для русских - не авторитет, и ничто в нас им не импонирует. Хватит уже их поучать и вразумлять

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Странная вещь - эта польская 'восточная политика'. Казалось бы, что она должна быть прежде всего прикладным искусством, а тут - громкие пустые слова, сантименты, дух романтизма и полнейшее отсутствие практической, позитивной мысли. Мы таращим глаза на западных политиков, которые, не оглядываясь на нас, дружески хлопают Путина по плечу и ведут с Россией прибыльные нефтяные и другие дела

Публикация из архива ИноСМИ.Ru. Эта статья была переведена на русский язык 12 августа 2005 года.

____________________________________________________________

Странная вещь - эта польская 'восточная политика'. Казалось бы, что она должна быть прежде всего прикладным искусством, а тут - громкие пустые слова, сантименты, дух романтизма и полнейшее отсутствие практической, позитивной мысли. Мы таращим глаза на западных политиков, которые, не оглядываясь на нас, дружески хлопают Путина по плечу и ведут с Россией прибыльные нефтяные и другие дела. Как же так - а мы? Ведь мы лучше знаем Россию, мы - мост между ней и Западом - вы должны ходить по этому мосту! Ну и что, что мост дырявый, залатайте. В наших и российских делах - без нас ни шагу! Бог с нами! Россия глумится над нашими ценностями! Это варвары, детоубийцы. Где ваша европейская солидарность? В трубе на дне Балтики?

Русофобы всех стран, соединяйтесь!

Очевиден тот факт, что в обществах, освободившихся от коммунистического господства, царят предрассудки по отношению к России, правопреемницы СССР, но там не всегда хотят осознать, что главной партией, выступающей в оппозиции Путину, являются коммунисты. Некоторые комментаторы слишком легко сравнивают Путина со Сталиным, а Россию - с СССР. Отсюда - своеобразное 'антироссийское лоббирование' прибалтов, которым поляки занялись не раздумывая и с удовлетворением.

Всех нас порадовала Украина. Правда, там не было своих Валенсы (Walesa) или Валентынович (Walentynowicz, в начале 1980-х - деятельница 'Солидарности', позже - критик Валенсы - прим. пер.), но нашлась пара олигархов, которые в совершенно лишенном правового сознания и насквозь коррумпированном обществе смогли взять власть в свои руки, обнажив на секунду факты коррупции и найдя объединившего часть населения врага - Россию.

Порадовал нас, прежде всего, этот общий враг, и нам не хочется верить, что в любой момент на Украине могут проснуться не менее сильные антипольские фобии. Россия с ее нефтью и рынком нужна Украине и этим олигархам куда больше, чем польское зазнайство.

Нужны им и деньги, которых у Польши нет, а есть они на Западе - у тех, кто с Россией живет в мире. И немало западных денег попадет на Украину через Россию, а не через Польшу. Завет Гедройца и Мерошевского [1] уже исполнен: Украина свободна, однако ее свобода вовсе не обязана быть идентична антироссийскости, потому что от это не выиграет ни она, ни украинские олигархи, в руках которых находится власть. Польша - лишь пешка в этой игре, и жаль, что наши министры этого не осознают.

Год назад Влодзимеж Чимошевич [2] заявил: 'Создание для Украины, Молдовы и Беларуси перспективы членства в ЕС и НАТО является нашей стратегической задачей номер 1 (. . .) Мы должны сформировать в Европейском Союзе лобби стран, которые имеют общее видение восточной политики'. Чудесная романтическая утопия. В рамках такого мышления, оторванного от 'живой жизни' (как сказал бы романтик Достоевский), Чимошевич мог бы прибавить к этому списку и Россию. Он этого не сделал, потому что Россия нужна ему в качестве врага, против которого мы должны объединиться.

Он не учел того факта, что жители Украины, Молдовы и Беларуси культурно запрограммированы иначе, чем европейцы; но при этом почти так же, как россияне - с коллективизмом, отсутствием правового сознания в принципе и уважения к правам индивида-гражданина в частности, с большой дистанцией между властью и обществом и т. д. Ведь белорусы с радостью присоединились бы к России, а не к какому-то ЕС, поскольку при отсутствии гражданского сознания национальным сознанием там обладает лишь горстка оппозиционеров. Украину и Молдову от желания присоединиться к России спасает лишь национализм значительной части их граждан. И только он. А давно ли в ЕС ценится национализм? Шансы Украины и Молдовы на вступление в ЕС в ближайшие полвека минимальны, шансы Беларуси равны нулю. Так что зачем настраивать против себя Россию?

Самовольство

'То, что творит Россия, по крайней мере, в странах Центральной Европы - это новый экономический империализм', - отмочил в свое время бывший руководитель Ведомства охраны государства (UOP) Збигнев Сементковский (Zbigniew Siemiatkowski). И никто не дал ему по лапам за политическую и дипломатическую глупость и отсутствие профессионализма. Незрелость Сементковского и ему подобных заключается в том, что они воображают, будто по-прежнему существует исправно работающий институт под названием Россия, который в состоянии контролировать каждый элемент действительности.

Никому в голову не приходит, что раз вне контроля института под названием Польша могли творить свои дела Кульчик, Пенчак, Дохналь [3] и множество других выдающихся личностей, то в России такая деятельность - куда более простое и обычное дело. Раз в Польше нет уважения к государству, потому что закон исключительно неповортлив, тем более нет этого уважения в России, постольку там правовое сознание еще не вышло из пеленок. И если в Польше д-р Кульчик может задолжать ген. Чемпиньскому миллион злотых за какие-то услуги, то тем более не один российский олигарх может неплохо платить Алганову за обеды с Кульчиком.

Но какую связь это имеет с институтом 'Россия'?Ведь 'российский' топливно-энергетический сектор находится в частных руках. Россия-государство пытается оказывать на него влияние на тех же основаниях, на каких Польша-государство хочет иметь влияние на 'Орлен', поскольку у Березовского, Гусинского, Ходорковского, Алганова, равно как Пенчака, Дохналя и Чемпиньского государство не пользуется большим авторитетом.

Отсутствием профессионализма отличился и официальный представитель польского МИДа, Александр Хецько (Aleksander Checko), назвавший убийство Аслана Масхадова 'не только преступлением, но и политической глупостью и большой ошибкой'. И вновь никто не заикнулся о том, что он может так думать, но как государственный чиновник не имел права говорить этого журналистам. Его шеф, Адам Даниель Ротфельд (Adam Daniel Rotfeld) также не продемонстрировал политического такта, заявив на лекции в варшавском Collegium Civitas, что убийство Масхадова - 'не только преступление, но и политическая ошибка'. Такие 'милые' высказывания польских политиков и чеченцам не помогают, и польской дипломатии не прибавляют блеска. Толку от них никакого, разве что дать повод развлечься русским националистам, а западным политикам - еще раз убедиться в польской русофобии.

'У польской стороны, - по мнению МИД России, явно извращенное представление о такого рода процессах, да и о борьбе с международным терроризмом в целом (. . .) Возникает вопрос: неужели Польша будет в аналогичных выражениях сожалеть и о ликвидации террориста-убийцы Ш.Басаева, находящегося в санкционном антитеррористическом списке ООН, или У.Бен Ладена?'.

Журналист журнала 'Wprost' Гжегож Садовский (Grzegorz Sadowski), оценивая приведенное выше высказывание, заметил, что 'мы имеем право на собственную оценку ситуации' и что 'полякам слишком хорошо известно, что не каждый, кого Москва обзовет террористом, заслуживает смерти. И не все должны это горячо приветствовать. Требовать от нас этого - вот политическая ошибка и глупость. Хуже всего то, что, принципы Сталина живы и в 52-ую годовщину его смерти'. Наверняка, так же думали и депутаты городского собрания Варшавы, сделавшие Джохара Дудаева патроном рондо на перекрестке Иерусалимских аллей [4] и улицы Популярной. Триумф пышного польского романтизма.

Больше прагматизма

Польские политики, а вслед за ними - журналисты (порой наоборот) упрямо отказываются понять, что у власти в России впервые со времен Столыпина человек до боли прагматичный, для которого значение имеет исключительно выгода - экономическая и политическая. Всевозможные сантименты - от возвращения мелодии советского гимна и красного знамени вооруженным силам до поклонов в церкви и празднования Дня Победы - он использует для восстановления авторитета государства. Ему нужно нравиться 'своим' и тем, от кого зависит экономическое и политическое будущее института под названием 'Россия', а значит не полякам. Для того, чтобы начать с таким президентом разумный диалог, по моему мнению, следовало бы:

1. отделить в переговорах сферу экономических интересов от истории и идеологии;

2. осознать, что Российская Федерация - это многонациональное государство, в котором еще нет гражданского общества; есть лишь жители, в том числе, русские по национальности; что до сих пор единственной связующей их 'ценностью' являлось государство как институт, а также День Победы над нацизмом;

3. не отождествлять коммунизм со всем русским; признать, что у коммунизма нет национальности (в отличие, напр., от нацизма);

4. не ставить под сомнение тот факт, что 99,9% русских, сражавшихся с нацизмом, в 1945 г. чувствовали себя освободителями Польши (а то, что для нас это было не освобождение, а подчинение коммунизму - это другой разговор);

5. не приравнивать Путина (русского) к коммунистам Сталину (грузину) и Дзержинскому (поляку);

6. осуждать за пакт Молотова-Риббентропа, 17 сентября, катынское преступление, оккупацию Польши и т.д. коммунизм и коммунистов, а ни в коем случае не Россию и не русских;

7. не требовать от россиян извинений за коммунистические преступления (они пострадали от коммунизма гораздо больше, чем поляки; повторяю - у коммунизма нет национальности и современные русские не понимают, почему они должны извиняться за преступления коммуниста Сталина, который русским не был, кроме того, очень многие россияне считают коммунизм оккупацией собственной страны);

8. прекратить видеть в России врага, поскольку Россия как таковая Польше более не угрожает (грозными по-прежнему остаются коммунисты и националисты - также и в Польше);

9. строить нашу 'взаимность', опираясь на право, а не сантименты, а вслед за этим признать право Российской Федерации на борьбу за уважение к ее праву на ее территории.

Ну и хватит поучать и вразумлять русских. Неужто мы сами построили правовое государство и образцовое гражданское общество? Мы для русских - не авторитет, и ничто в нас им не импонирует. А ведь были времена - в 1980-е гг. - когда мы были в глазах русских непререкаемым авторитетом! Так пускай их сегодня учат те, чье учение они примут сердцем и разумом. Хватит романтических мечтаний о 'третьей России' (которые выражают в своих трудах современные 'пилсудчики' [5]).

'Ешь, что дают, и этого скоро не будет' (такой практичный лозунг со стены колхозной столовой прислал мне один друг-москаль). Начнем уже сотрудничать с той Россией, какая есть, а не с какой-то 'третьей'. 'После Путина' может быть гораздо хуже. Достаточно позволить жителям федерации проголосовать на 'полностью демократических выборах', и без особых проблем к власти придет фашистская, националистическая и псевдокоммунистическая леппериада [6].

Сегодня в России слишком многие считают слово 'демократия' неприличным (потому что это 'дерьмократия'), и поэтому идея Путина о выдаче России демократии 'порциями' не является бессмысленной. Страны Запада шли к демократии и правовой действительности несколько веков, дадим же немного времени и России, которая демократической и правовой еще никогда не была.

Пора прекратить заниматься ерундой и, прежде чем поучать других, давайте сначала сами докажем, что в Польше демократия не имеет ничего общего с дерьмократией.

Автор - профессор Лодзкого Университета, известный историк русской культуры

____________________________________________________________

Примечания переводчика

[1] Е. Гедройц (Giedroyc) и Ю. Мерошевский (Mieroszewski) - создатели концепции новой 'восточной политики' Польши, основными постулатами которой являются отказ Польши от бывших восточных территорий и поддержка независимости Литвы, Белоруссии и Украины от России. Разработанная в 1950-70-ее гг. в кругах польской эмиграции на Западе и идейно связанная с неосуществленными федеративными планами Пилсудского (см. ниже), эта концепция получила особую популярность после распада СССР.

[2] Влодзимеж Чимошевич (Wlodzimierz Cimoszewicz) - бывший министр иностранных дел Польши, в настоящее время основной кандидат левых, посткоммунистических сил на предстоящих президентских выборах.

[3] Я. Кульчик (Kulczyk), А. Пенчак (Peczak), М. Дохналь (Dochnal), Г. Чемпиньский (Czempinski), В. Алганов - участники аферы 'Орлена' (Orlen), ведущей польской нефтяной компании, в ходе которой всплыли некоторые подробности отношений между властью и бизнесом. О В. Алганове см. [http://www.inosmi.ru/translation/218725.html]

[4] Рондо - принятое в Польше название кольцевого перекрестка. Иерусалимские аллеи (Aleje Jerozolimskie) - центральная улица Варшавы.

[5] 'Пилсудчики' - сторонники маршала Ю. Пилсудского (Pilsudski), одним из планов которого в области восточной политики было сотрудничество с 'третьей' (не белой и не красной) силой в России, которая, придя к власти, была бы зависима от Польши (соглашение Пилсудский-Савенков).

[6] Леппериада - от имени польского политика - правого популиста А. Леппера (A. Lepper), популярность которого в настоящее время сравнима с популярностью лидеров предвыборной гонки В. Чимошевича и крайне правого мэра Варшавы Л. Качиньского.