Что бы там ни твердил глава Транснефти Семен Вайншток о потере интереса российских инвесторов к Латвии, жизнь эти заявления категорически опровергает. Тот бурный всплеск внимания и дружелюбия, который этим летом проявил российский истеблишмент к нашей стране, превзошел все ожидания.
Фрадков, Путин, Алексий II, Шохин, Пугачева - кажется, все готовы обниматься с Калвитисом, расточать комплименты Удре, петь песни Паулса. . . А тут еще выяснилось, что Борис Николаевич Ельцин 15 лет у нас не был. И к латвийской независимости имеет не последнее отношение. . .
Не верится, что еще весной правительство размахивало декларацией о мирном договоре 1920 года и отказывалось без него подписывать с Россией договор о границе. Тогда казалось, что вбит последний гвоздь в гроб латвийско-российской дружбы. И вдруг такой разворот. . . Удивляются не только рядовые граждане. Послы крупных европейских стран просят объяснить: что произошло?
Можно, конечно, сослаться на смелый визит Вике-Фрейберги в Москву на 60-летие Победы - в ущерб балтийской солидарности. Можно - на удачную встречу Калвитиса с Фрадковым в Рейкьявике. Или на случайный контакт того же Калвитиса с Ельциным в Казахстане. Но случайностями никто бы не воспользовался, если бы они не совпадали с генеральной линией.
Скорее всего, и успешный визит Вике-Фрейберги, и "случайные" встречи Калвитиса легли в уже готовые пазлы неиссякаемого интереса России, и прежде всего - ее крупного бизнеса, к Латвии. Интереса к портам, банкам, торговым сетям, Юрмале, недвижимости, концертным залам и ночным клубам. . . Россию распирает от нефтедолларов, она готова строить, покупать, производить, перевозить, развлекаться в стране Евросоюза, да еще находящейся под боком и не забывшей русский.
Этот прагматичный курс и приехал осуществлять российский посол Виктор Калюжный, который сразу предложил отделить экономику от гуманитарных вопросов. Но что-то все время пробуксовывало, несмотря на его старания. То "тевземцы" забузят, то Кирштейнс что-нибудь сморозит, то декларацию об оккупации из нафталина вытащат. Некому было пожать протянутую Москвой руку. Похоже, теперь нашлась политическая сила, которая дала россиянам определенные гарантии. Присутствие Калвитиса на всех двусторонних раутах говорит о явной заинтересованности Народной партии в наведении мостов с Россией.
Впрочем. . . до визита Ельцина остался еще один день. Кто знает, какие силы в последний момент могут вмешаться в радужный ход событий.