Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анджей де Лазари: Сергей, я занимаюсь наукой, пробую объяснить полякам Россию, а русским Польшу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Редактор ИноСМИ пригласил меня сделать это в беседе с читателями сайта. И вот пытаюсь ответить на большинство ваших вопросов. И за одно учусь! Думаю, что на материале многих вопросов мои студенты смогут написать две-три дипломные работы о русских предубеждениях и фобиях. Я уже несколько лет исследую предубеждения поляков и русских

Часть третья

18. Нет, я знал, что Польша не хуже и не лучше других стран и наций.

____________________________________________________________

Ашхабад, 17.08.2006 12:54

Я в свое время очень сильно увлекся историей Речи Посполитой. Мне нравилось. Но почему, по-вашему, в Польше так много русофобов? Почему в России много ненавидящих и презирающих поляков я знаю. И мне от этого противно. Но Польша, и это подчеркивают все русские интеллигенты, всегда была для нас - русских - первой европейской страной. Почему в отношении России и русских Польша ведет себя как варвар. Вообще-то это не вопрос у Польше. Это вопрос к Европе. Мы все знаем, что нацисты в Европе вели себя не так, как на востоке. И Вы, поляки, это знаете не хуже нас. Так почему Вы - европейцы - позволяете себе вести себя с нами по-варварски? Не только на войне, а вообще, в общении. . .

- Все прежде всего из-за непонимания друг друга, из-за разной 'запрограммированности' наших культур, о чем я писал выше. Виктор Ерофеев это хорошо отметил: 'Поляк ведет диалог на картезианском уровне логических категорий, чувствительно относясь к проблеме противоречия, с отчетливым представлением о своих интересах. Русский рассуждает на основе общей витальности, интегрирующей противоречие как элемент 'живой жизни', снимающей вообще вопрос об интересах во имя надмирного смысла. Польская точка зрения русскому кажется узкой и неприятно прагматичной. Соответственно русская точка зрения оказывается для польского сознания неряшливо-расплывчатой и подозрительно 'тотальной'. Речь идет о двух разных типах культуры и цивилизации, которые тем более взаимоотчужденны, что находятся по соседству'.

Это действительно так, но из этого ни в коем случае не следует: 'Будь я поляком, я бы все русское ненавидел и презирал до бесконечности', - как издевается Виктор Ерофеев. Разница в культурной 'запрограммированности', разница культур/цивилизаций сегодня все чаще ведет к заинтересованности друг другом, а не к ненависти. Можно даже не понимать, но положительно воспринимать. Это дань либерализму. Пример - проходивший в Лодзи Фестиваль диалога четырех культур, благодаря которым Лодзь выросла в XIX веке: немецкой, еврейской, русской и польской.

Ерофеев повторяет по-своему слова из 'Рокового вопроса' (1863) Николая Страхова: 'Понятно, что поляки должны смотреть на нас с высокомерием; понятно, что под влиянием враждебных отношений их высокомерие должно усилиться тысячекратно, дойти до последней возможной границы'. В XIX веке это было 'понятно', но не сегодня. Люди из разных культур не обязательно должны друг друга понимать, лишь бы они дружелюбно друг друга воспринимали. Ведь так, например, большинство поляков и русских воспринимает японцев. Не понимаешь, но интересно и красиво. Так же все чаще поляки воспринимают русских (как культуру). Не напрасно ведь они решили во время социологического опроса, о чем я уже писал, что самым выдающимся шедевром мировой литературы является 'Мастер и Маргарита' Булгакова; не случайно всегда толпы на концертах русских православных хоров и на выставках русских икон.

Прав Дымов из Чеховской Попрыгуньи: 'Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать'. Это хороший эпиграф к методологии исследований чуждых друг другу культур, исследований, которые должны же ведь вести нас к пониманию.

Доказали ведь поляки на лодзинском Фестивале, что Страхов с Ерофеевым не правы. Из России на фестиваль не пригласили, к сожалению, ни одного балалаечника, но пригласили Виктора Луферова с концертом Баллады и окрестности, Балет Бориса Эйфмана (Русский Гамлет), Малый драматический театр из Петербурга ('Клаустрофобия' по мотивам творчества Владимира Сорокина, Венедикта Ерофеева, Людмилы Улицкой, Марка Харитонова), Хор Московского Патриархата, джазовые группы Романа Сталяра, Второе приближение Андрея Разина, квартет Олега Киреева и группу ТАТУ. Выступил, конечно, и Алеша Авдеев со своим Кабаре, но он уже русский поляк, русскость которого полякам давно нравится. И я уверен, что никто из этих артистов не почувствовал не только ненависти и высокомерия слушателей и зрителей - они восприняли друг друга положительно, даже если вдруг друг друга не поняли. Балету Бориса Эйфмана зрители аплодировали стоя 20 минут.

И все-таки я разделяю мнение Виктора Ерофеева, что наша 'система понятийности разнится кардинально', но это не обозначает, что одна лучше, а другая хуже. Разные и все. Повторяю - русофобия в Польше существует, но лишь среди части политиков и журналистов, в плане политическом, а не культурном.

19. Здравствуйте. . .

___________________________

Сергей, 17.08.2006 13:01

Уважаемый пан Анджей, какие цели Вы преследовали, согласившись на диалог с российским интернет-сообществом? Вы как специалист по России можете ответить, почему Сталина обвиняют во всех смертных грехах, имя Ленина упоминается в зарубежных СМИ гораздо реже, и то в контексте - гений, а Троцкий - жертва коварного Сталина? Интересно, а был бы Великий Октябрь без Ленина и Троцкого? Знакомы ли в Польше с книгами Солженицына за исключением "Архипелага ГУЛАГа". Спасибо польскому народу за великого Российского патриота Антона Ивановича Деникина. С уважением и пожеланиями всего наилучшего.

- Сергей, я занимаюсь наукой, пробую объяснить полякам Россию, а русским Польшу. Редактор ИноСМИ пригласил меня сделать это в беседе с читателями сайта. И вот пытаюсь ответить на большинство ваших вопросов. И за одно учусь! Думаю, что на материале многих вопросов мои студенты смогут написать две-три дипломные работы о русских предубеждениях и фобиях. Я уже несколько лет исследую предубеждения поляков и русских. Посмотрите на сайте.

В Польше всех, названных Вами, коммунистов оценивают однозначно плохо. Пощады нет никому, а Сталину особенно за его людоедство в течение нескольких ведь десятилетий.

Большинство работ Солженицына в Польше конечно перевели и знают, начиная с 'Одного дня Ивана Денисовича' и 'Россией в обвале' кончая. Не переведены 'Красное колесо' и 'Двести лет вместе'. Посмотрите здесь - увидите сколько книг Солженицына издали на польском языке уже во времена коммунизма в тамиздате и самиздате.

20. славянская общность

_____________________________

Леонид, 17.08.2006 14:15

Идея "панславизма", будучи некогда если не официально принятой в России (я имею в виду конец XIX-начало XX века, пору могущества Империи), то, по крайней мере, частью тогдашней "национальной идеи". Сейчас эта идея в силу определенных причин трансформировалась - "сдвинулась" в сторону востока. Действительно, о каком "братстве" с западными славянами может идти речь после НАТО и ЕС. . .

Есть ли у поляков какие-либо другие кандидаты на "братство"? Какие-либо другие народы, с которыми поляки на уровне народа, а не официальных культурных программ, хотели бы поддерживать тесные внеполитические и внеэкономические связи? Относятся ли к ним Литва, Беларусь, Украина? Сформулировала ли Польша на сегодняшний день свою "национальную идею" и в чем она состоит?

- Леонид, Вы правильно заметили, что панславизм - это история. Время романтизма, создающего 'национальные идеи', уже ушло. На их место пришла и до сих пор оправдывается идея братства Европы, в которой имей себе идеи, какие хочешь, верь себе в какого Бога хочешь, не ущемляй лишь других и соблюдай закон. Польша уже выбрала эту идею и вступила в ЕС. Литва тоже. Украина стремится туда, но по-моему, придется ей еще подождать - нет там еще почти вообще правового сознания, а в ЕС право основа сожительства. А Беларусь? - Она по всей вероятности присоединится к РФ. В ней ведь очень слабое и национальное сознание.

21. По поводу русских и коммунизма

___________________________________

palmira, 17.08.2006 14:22

Уважаемый г-н де Лазари! С интересом читаю Ваши статьи - довольно трудно прочитать ВМЕНЯЕМУЮ статью из Польши. Вместе с тем я отдаю себе отчет в том, что "не требовать от россиян извинений за коммунистические преступления" и т. д., "не отождествлять коммунизм со всем русским" и т. п. - ТРУДНО. В России не произошло ничего похожего на денацификацию в Германии или на декоммунизацию в странах Прибалтики. В том же Санкт-Петербурге с больших площадей не только не исчезают памятники Ленину, но эти площади даже обустраиваются ("поющие фонтаны"). Во многих городах России улицы, площади, учреждения по-прежнему носят имена Ленина и других большевиков или даже террористов-народовольцев. Более того: несмотря на то, что после 20-го съезда КПСС Хрущев приказал убрать памятники Сталину, они вновь кое-где появляются. Именно теперь, после 1991 года, причем с благословения местных властей. Люди, которые их воздвигают, не любят коммунизм в его "интернационалистической части", а также евреев, но зато ценят Сталина как, по сути дела, империалиста. На многих интернет-сайтах в России воспроизводят книгу сталиниста Игоря Пыхалова "Последняя собака Антанты" (имеется в виду Польша). Этот автор держит сайт http://stalinism.narod.ru - на нем собраны материалы, оправдывающие Сталина. Более того: те самые люди, которые как будто считают "коммунизм оккупацией собственной страны", охотно покупают колбасу из Великих Лук под названием "Ностальгия по Докторской", любят рекламу со шрифтом, стилизованным под 1920-30-е гг. и стихами "под Маяковского", запоем смотрят сталинские "мыльные оперы" (если можно так выразиться). Собственно, УБЕЖДЕННЫХ антикоммунистов в России ОЧЕНЬ мало. Неудивительно, что России не верят. Что Вы думаете по этому поводу?

- Денацификацию в разрушенной и нищей Германии проводили в основном американцы с горсткой немецких антифашистов, страны Прибалтики маленькие и коммунизм никогда не был для них 'родным' - их заставили быть советскими - и декоммунизация была у них в действительности десоветизацией, освобождением. В Польше было посложнее - коммунистов своих было больше и существовали мы 'вне СССР', поэтому только теперешнее правительство решилось на своего рода декоммунизацию в политике и экономике.

В России еще сложнее - страна большущая, коммунистов масса, в армии, милиции, среди силовиков. Кем декоммунизацию делать? Коммунистами?

И без декоммунизации страна начала разваливаться. И пришлось Путину вернуть мелодию гимна стране и красный флаг армии - во имя державы и перемирия. К счастью, заодно решил и вводить 'диктатуру закона' и заменять ельцинскую обломовщину штольцевским позитивизмом. Пока утопия? - Я согласен, но 'культурную запрограммированность' меняется в течении нескольких поколений. Хорошо, что он начал это делать. Пока все еще прав Виктор Ерофеев: 'Напрасно думать, будто наше "мы" состоит из сложения самозначимых "я". Русское "я" как элемент не жизнестойко и обретается исключительно в семейственной молекуле. Выходит, не "я" формирует идею "мы", но "мы" манифестно и речетворно. "Мы" плодит ублюдочных "я", как мелкую картошку. Все силы русского правописания - на стороне "мы", и сколько бы литературных терзаний ни вкладывать в развитие "я", они не окупятся за недостатком грамматических резервов. Взять, для примера, подсознательное мыканье Платонова и сопротивленческое яканье Набокова, чтобы увидеть разность потенциалов. На "мы" можно гавкать, как Замятин, над "мы" можно хихикать, как Олеша, но "мы" имеет самодержавное качество, известное под именем "народ". "Народ" - одно из самых точных понятий русского языка. Оно подразумевает двойной перенос ответственности: с "я" на "мы" и с "мы" на - род: "мы-они", внешневнутренний фактор, что означает вечные поиски не самопознания, а самооправдания.

Слово "народ" зацементировало народ на века'.

На Мы, неприемлемое для Ерофеева, в России работали поколения. А.С. Хомяков, противопоставляя свой идеал западному мышлению, писал: "В Европе [. . . ] не допускают ничего истинно-общего, ибо не хотят уступить ничего из прав личного произвола". Вся борьба за так называемую народность, начатая в русской мысли в эпоху романтизма, привела в конце концов к полному поглощению индивида в советском Мы-народе. Когда Замятин создавал свою антиутопию, советское Мы еще не образовалось, но уже "носилось в воздухе". Ведь богоискатель Горький говорит: "Все несчастья начались от того, что первая человеческая личность оторвалась от чудотворной силы народа. . . и сжалась от страха, перед одиночеством и бессилием своим. . . Я - злейший враг человека". И коммунизм уничтожил этого "врага", чтобы получилось как в "Катехизисе революционера" Нечаева: "Революционер - человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни даже имени".

Ностальгия по коммунизму - это ностальгия по коллективизму, где можно не отвечать за себя. Она и в Польше существует кое-где среди самых слабых - бывших совхозников (колхозов в Польше не удалось построить, гонор-индивидуализм спас, о чем ниже). А время жесткое - 'эгоистическое'.

22. О Польше

____________________________

Михаил, 17.08.2006 14:35

Ребят! Я сам на 1/4 поляк, хотя искренне считаю себя русским. Ну почему польские СМИ решили, что нам на кой-то ляд понадобилась Польша? Слезли с нашей (русской) шеи - спасибо, бог вам в помощь. Ведь вы умеете только сидеть на шее. Не смешите мир своими амбициями (польским гонором)!

- Вопроса здесь нет и видно, что Михаил принадлежит к тем несчастным, которые кроме своего пупа ничего не замечают. В его брани появляется однако 'польский гонор' и думаю, что стоит на ним задержаться, тем более, что он появляется еще в нескольких бранных 'вопросах'. Это будет заодно продолжение моего предыдущего высказывания.

Поляков от русских (в массе, конечно) в первую очередь отличает отношение к индивидуализму и к коллективизму (все равно как бы его не называть: народом, классом или соборностью). Русские давно это заметили и отметили: Пушкин в 'кичливом ляхе', Достоевский в 'гоноровом пане' (Игрок), и в других своих гордых 'полячишках'.

Поляки отплачивали тем же. Бронислав Трентовский издевательски писал: 'Тот, кто намерен жить в России, пусть уверует в московский ум, пусть наберется азиатских понятий [. . . ] Ибо горе, горе тому, кто не обладает московской душой и по-польски глуп! 'Произведен будет такой сукин сын, бунтовщик и мятежник, в солдаты или сослан пешком в каторжную работу в Сибирь'. И закончит жизнь на Нерчинских заводах'.

Разницу в нашей культурной запрограммированности наглядно видно в призывах, за что бороться: у русских - 'За Бога, Царя и Отечество' (в сталинское время - 'За Родину! За Сталина!'); у поляков - 'За Бога, Гонор и Отечество' (в 'реальном социализме': 'за Гонор и Отечество'. Именно этот 'гонор', в русском сознании, как правило, неположительный, заносчивый, не отождествляемый с честью, является основой польской культурной запрограммированности. Русское отношение к 'польскому гонору' один из современных публицистов отобразил в анекдоте: поляки глотают сырые яйца, чтобы даже дерьмо с глянцем выходило .

Стоит однако отметить, что по крайней мере для одного русского писателя гонор стал положительной ценностью. Это - Юрий Домбровский, герой которого - Зыбин - спас себя и свою честь, благодаря гонору. Он не сдался следователю, который его уговаривал:

'- Эх, оставили бы вы свой глупый гонор, батюшка, и поглядели бы в глаза, так сказать, простой сермяжной правде! Ей-богу, это не повредило бы! Гонор, норов, "не тронь меня" - это все хорошо, когда имеет хождение. А здесь не тот банк! Тут допрос! И не просто допрос, а активный! А это значит, что, когда вас спрашивают, надо отвечать, и отвечать не как-нибудь, а как следует' ('Факультет ненужных вещей').

Это из-за гонора поляки, наподобие Зыбину Домбровского, в сибирской ссылке, по словам Тобольского губернатора А. И. Деспот-Зеновича, 'невольно замыкаются сами в себя и создают какой-то призрачный мир, искусственную сферу, составляющую аномалию общественной жизни'. Это, благодаря гонору польского мужика, не удалось в Польше построить колхозов. Это, благодаря гонору, ни одному польскому королю в голову не пришло закрепощать своих подданных и делать из них рабов. И, благодаря 'гоноровым панам', возникла польская Солидарность и рухнул в Польше коммунизм. Поэтому нечего так брезгливо относится к польскому гонору. Жаль, что его и в Польше все меньше.

Я все еще человек гонора и поэтому могу лишь извиниться, что гонор мне не позволяет вступать в беседу с теми из вас, кто, не прочитав ни одной моей статьи, кроме брани не в состоянии поставить вопрос. Этим людям могу лишь посочувствовать. Не отвечу, конечно, и тем, кто напал на меня за статью Бартломея Сенкевича. Им могу лишь посоветовать прочитать мою критику этой статьи и вообще больше читать, обращая внимание на автора. В Польше индивидуализм до того дошел, что каждый отвечает только за себя лично. Все из-за гонора!

23. Что дальше?

________________________________

Андрей, 17.08.2006 18:26

Очень хорошо из вопросов форума видно, что Россия в ближайшие несколько десятков лет не изменится. Очевидно, не изменится и Польша. Судя по всему так и будем бодаться лбами (или чем там еще). Или еще хуже - по Гоголю, по-соседски - будем делать друг другу гадости без всякого смысла. Или все-таки Вы видите какой-нибудь выход? Только без декларативности - "Надо, чтоб в Польше уважали Россию, а в России - Польшу, и вообще народы должны жить в дружбе!"

- Декларативность, конечно, ничего не изменит, ни романтика славянства, ни другая 'идейность'. Выход в позитивистском отношении к жизни, в экономической выгоде, гражданском обществе и либералах у власти. Польша должна забросить 'историческую политику', в России должно развиться правовое сознание. Через лет пятнадцать все наладится. Разве, что у власти в Польше удержатся правые и правые дойдут к власти в России. Тогда ссоры не заглохнут. Основа доброжелательных отношений - взаимная выгода.

24. Как поляки отреклись от коммунизма?

______________________________________

Лариса, 17.08.2006 19:03

Уважаемый г-н де Лазари, Вы сказали: "Поляки отреклись от коммунизма и советизации, и не понимают, почему этого не делают русские. . . " Хочу спросить: а как вы это сделали? То есть, в чем конкретно это отречение выражалось? Я вот почему спрашиваю: часто встречаются заявления, что русские "не раскаялись" за все мрачное прошлое советского времени. Кто может знать, раскаялись мы или нет? Это же не какое-то театральное действо - раскаяние. Это совершается глубоко в душе человека, всегда индивидуально. Спасибо за ответ.

- Лариса, отвечу Вам подпольными марками Солидарности времен военного положения в Польше:

Последующий провал коммунизма был воспринят огромным большинством общества как освобождение от оккупанта. И русским нечего здесь обижаться. 'Оккупировали' ведь Польшу коммунисты, сначала советские, потом 'свои'. Я вот веду в Польше борьбу за неотождествление русскости с коммунизмом. Иногда, к сожалению, сами русские мне в этом мешают (прошу модератора не заменять слов русскость и русские на российскость и россияне!), оправдывая советские злодеяния.

25. Чем Вам не угодили

______________________________

Уважаемый, 17.08.2006 20:27

Чем Вам не угодили народные артисты, заслуженные лауреаты Ленинских премий? Неужели Вы думаете (предлагая отречься от своего великого - в чем-то - советского прошлого), что мы, проклиная коммунизм, вместе с этим забудем своих великих творцов, кто защищал и возвышал страну и был отмечен премиями и званиями?

- Артисты как таковые ни в чем не виноваты. Я очень ценю русских артистов. Дело в отречении от коммунизма (о чем выше). Творцов забывать не надо, а от советской инквизиции стоит отречься.

26. без названия

____________________________

Владимир, 17.08.2006 20:35

Уважаемый пан Анджей! Отличительной особенностью большинства писем, размещенных здесь является то, что они написаны, в большинстве своем людьми, никогда не жившими в Польше, и видевшими поляков только по телевизору. Но они читали или слышали, что поляки плохо относятся к россиянам. Конечно, есть и такие. Но мне они встречались редко. Я помню, как сами поляки, совсем мне не знакомые, выбросили из пивной подвыпившего парня, приставшего ко мне с вопросом "Что ты делаешь в моей стране?". Помню, как большой компанией, в большинстве состоявшей из случайных знакомых, русских, украинцев и поляков, всю ночь шатались по кафешкам и закончили утром в огромном особняке одного из новых знакомых. Наши дети, русские и поляки, гуляли вместе на улице, понимали друг-друга. Вместе лазили в чужой сад, за что хозяйка без разбору драла их крапивой. Полагаю, что нагнетание русофобских настроений целиком на совести политиков и СМИ. Простым людям делить нечего. Знаю, что у нас простые граждане нормально относятся к Польше и полякам. Поэтому прошу не обижаться на излишне резкий и задиристый тон некоторых писем.

- Владимир, спасибо! Я из тех не обижающихся. Понимаю ведь, что мы выросли на разных сказках, мифах и учебниках. Давным-давно, при коммунизме, я преподавал русский язык в лицее. Мои ученики уважали меня, даже любили и хорошо вспоминают по сегодняшний день. Почему? - Я никогда не работал с тогдашними учебниками и не читал с ними текстов про Фросю трактористку и хорошего дядю Ленина. Читали мы русскую классику, приходил я на уроки с гитарой, пели мы песни Окуджавы, Матвеевой, даже Галича. Я создал с ними балалаечный оркестр. Среди них не вырос ни один русофоб. Но те, кто читали про Фросю трактористку, вполне могли стать русофобами. Похоже в России - стоит популяризовать книги Мухина, Проханова, Дугина и всяких фобий будет больше, в том числе и полонофобии.

27. Приятно встретить вменяемого и посвященного собеседника.

_________________________________________________________

buba, 17.08.2006 21:08

Wielce szanowny panie Profesorze! К сожалению, в отличие от коренных жителей России не имею привилегии игнорирования Польши - я сам живущий в Москве поляк. Все еще считаю себя таковым из уважения к своей семье, хотя на польских форумах меня лишают такого права, неизменно разоблачая как "русского империалиста" - от какового звания я уже перестал открещиваться! Я думаю, что и вы должны испытывать некоторый дискомфорт от пребывания в одной общности с такими яркими представителями польской мысли и журналистики как гг. Круль, Сенкевич и особенно мне запомнившийся проф. Вечоркевич - тот самый, который сожалел о несостоявшимся в поверженной Москве парада победы, который вместе с Гитлером принимал бы маршал Рыдз-Смиглы! Думаю, что быть поляком превращается из привилегии во все более тяжелую ношу. Не только в России. Людей же, подобных мне, которых не так уж мало, сегодняшняя ситуация ставит в положение трудного и почти невозможного выбора. Польша, как коллективное политическое и социальное явление, похоже ХОЧЕТ быть врагом России. Вероятно, увидев в этом шанс вернуть часть потерянной значимости - не столько миссию, сколько возможность обратить на себя внимание, обозначить свое существование. Найти применение своей независимости! Не думаю, что называя это выбором Польши как целого, я преувеличиваю: политическая элита находит полное взаимопонимание общественного мнения. Ваши выступления отличаются трезвостью и взвешенностью. Благоразумной дистанцией к ставшей обычной в польской прессе антирусской самозабвенной истеричности. Не переходящим однако в подлинное понимание России, не говоря уже о сочувствии ей. О многом бы хотелось с вами поговорить. Для затравки - вопрос: вы действительно считаете концепции Гедройца-Мерошевского противоположностью "прометеизму" и подходящей основой польской "восточной" политики? Или вынуждены обратиться к ней как к более умеренной, понимая однако, что ее отличает не столько отношение к России - столь же негативное - сколько сознание ограниченности польских возможностей. Не ставя под сомнение принципиальную враждебность России.

- Политика должна быть прикладным, а не изящным искусством и, по-моему, Гедройц и Мерошевский не в облаках, а по земле ступали. Проблема, конечно в прочтении их текстов и наук. Мало кто в Польше замечает, что они призывали и поляков забросить имперские замашки. И помните, что идеи Гедройца и Мерошевского возникли сразу после войны, когда многим мечтались прежние границы. Теперь никому и в голову не придет вопрос границ - в ЕС они ведь открыты и для людей, и для товаров, и для финансов, и для информации.

28. Советская Анимация

________________________________

Илья, Пермь., 17.08.2006 21:22

Показывают ли на польском телевидении советские мультфильмы (и мультфильмы восточноевропейской школы анимации) и каково примерное соотношение количества этих показов к показам западной/дальневосточных школ? Как вы думаете, сохраняется ли единое культурное пространство в этом "детском" и потому очень искреннем виде искусства? Понятны ли и близки советские/восточноевропейские мультики современным польским детям и взрослым? Или эта близость также была внесена в список "порочащих" и забыта? Рационально ли это? :) Спасибо!

- Простите, понятия не имею. 'Мишка из окошка' (польский сериал времен социализма) где-то мне мелькнул. О советских мультфильмах ничего не знаю.

29. без названия

_______________________________________

Алексей Ракин, 17.08.2006 21:37

Вы правильно заметили, уважаемый профессор, что российские СМИ почти не уделяют внимание Польше и польскому, а россиянам (в большинстве своем)безразлично то что происходит в Польше и что с нею связано. Этого никак нельзя сказать о польских СМИ и поляках. . . Интерес их к России и россиянам даже чересчур повышен, я бы даже сказал - нездоров. . . Как Вы считаете - с чем это связано?

- Асимметрия потенциалов. Польша для России слишком маленькая и мало интересная - и в экономическом, и в политическом отношениях. И наоборот - Россия на столько большая, что игнорировать ее не получается. К этому надо добавить несчастную польскую 'историческую политику'. Об этом я уже писал выше.

30. Больше общения?

_______________________________________________________

Владимир Нырко E-mail: nyrko@bk.ru, 17.08.2006 23:06

Когда-то я принимал участие в организованной Вами конференции "Национализм в Европе" в Лодзи. Но меня там потрясли не столько научные доклады, сколько тот задор, с каким Ваш университетский ансамбль исполнял русские песни. Ваши балалаечники играли просто виртуозно! Я такого и в России не видел! Я открыл для себя другую Польшу. Как Вы полагаете, надо ли нашим народам больше контактов и живого общения? Ведь в соседнем вам Калининграде к полякам относятся гораздо лучше, чем где-то на Урале. . . Прекратить видеть в России врага

"Не приравнивать Путина (русского) к коммунистам Сталину (грузину) и Дзержинскому (поляку) . . . Многие россияне считают коммунизм оккупацией собственной страны. . . " - Анджей де Лазари, ("Przeglad", Польша). Ссылку на эту Вашу публикацию я разместил даже в своем Интернет-журнале

- Владимир, спасибо за доброе слово и защиту от тех, кто обязательно хочет мне дать по морде как русофобу. Контакты нужны, они - лекарство на всякие фобии. Проблема в том, что 'поездов дружбы' и международных студенческих стройотрядов никто уже не организует. Будет экономическая выгода - будут контакты, чему доказательство Калининград.

продолжение следует