Краткий визит в Афины президента России Владимира Путина, запланированный на 4 сентября с.г., и трехсторонние переговоры с его болгарским коллегой Георгием Пырвановым (Georgi Parvanov) и премьер-министром Греции Костасом Караманлисом (Costas Karamanlis) будут направлены, как ожидается, на разрешение различных проблем, уже годы препятствующих строительству нефтепровода Бургас - Александруполис.
После подписания в апреле 2005 года правительствами Греции, Болгарии и России меморандума о строительстве нефтепровода - предложенного Никосом Григориадисом (Nikos Grigoriadis) из "Latsis Group" и поддерживаемого греческими властями на протяжении 13-ти лет - сложилось впечатление, что вопрос решен. Однако возникли вопросы о том, как контроль над проектом будет распределяться между тремя сторонами. Несмотря на то, что Россия получила 51 процент акций проекта, она хочет получать дополнительную финансовую помощь. И весьма вероятно, что Путин воспользуется запланированными переговорами, чтобы сделать предложение двум другим сторонам сделки.
Ход был сделан, когда Москва решила, что альтернативный проект нефтепровода от черноморского города Самсун до турецкого порта Джейхан экономически нежизнеспособен; решение было принято после недавнего визита в Турцию представителей российской энергетической компании TNK-BP. Однако интересам Москвы не соответствовала не только стоимость турецкого нефтепровода. Кризис в отношениях с Украиной - чьи трубопроводы перекачивают 80 процентов российского природного газа, продаваемого "Газпромом" в Европу - подчеркнул негативные стороны зависимости экспорта от одной страны.
Российская нефть из черноморского порта Новороссийск перевозится по опасно загруженному Босфорскому проливу. Строительство нефтепровода Самсун-Джейхан даст Турции монопольные права на экспорт нефти из каспийского региона и России на юг, что противоречит российской деловой логике и национальным интересам.
Однако во всем этом было бы несправедливо не учитывать усилия, предпринимаемые Грецией. Прошедшие в июне этого года переговоры между министром развития Димитрисом Сиуфасом (Dimitris Sioufas) и российским представителем, ответственным за нефтепровод Бургас - Александруполис, Анатолием Яновским, имели огромное значение. После этих переговоров состоялся саммит Европейского Союза в Люксембурге, на котором комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs) заявил о заинтересованности Комиссии в финансировании нефтепровода Бургас - Александруполис.
Позиция Вашингтона в отношении транспортировки каспийской нефти через Россию, Болгарию и Грецию с самого начала была резко отрицательной, несмотря на тот факт, что "Latsis Group" включила американскую компанию "Chevron" в программу строительства нефтепровода.
Сама американская компания была заинтересована в строительстве "турецкого" нефтепровода Баку-Джейхан.
На одном из этапов Государственный Департамент - через американское посольство в Софии - принял сомнительное решение профинансировать исследование, цель которого заключалась в определении осуществимости строительства другого нефтепровода для транспортировки нефти через Россию, Черное море и затем по трубопроводу, начинающемуся в Болгарии, проходящему через бывшую югославскую республику Македония и через Албанию и заканчивающемуся на Адриатическом побережье.
С тех пор произошли различные серьезные перемены. Путинская Россия стала крупнейшим энергетическим игроком в мире и укрепляет свои позиции в Европе, несмотря на возражения США. Тем временем Болгария находится на последнем этапе переговоров о вступлении в ЕС, который собирается финансировать строительство нефтепровода Бургас - Александруполис.
И Америка стала меньше возражать против данного проекта. В настоящее время США оказывают давлению на Анкару - и на Грецию, хотя и в меньшей степени - с тем, чтобы не допустить транспортировку российского природного газа по трубопроводу, который будет пересекать Грецию и заканчиваться в Италии.
Это еще один из вопросов, который, возможно, будет обсуждаться на переговорах Караманлиса с Путиным.
Что касается Турции, то она, судя по всему, согласится на строительство трубопровода в Восточной Фракии, который будет иметь такой же потенциал, как и греко-болгарский трубопровод.
Конечно, данный последний проект не имеет большого экономического значения, так как пошлины, которые будут взиматься Грецией за разрешение перевозить 35 миллионов тонн нефти в год, не будут слишком большими. Однако с геостратегической точки зрения нефтепровод Бургас - Александруполис весьма интересен и поэтому предстоящая встреча Караманлиса, Путина и Пырванова в Афинах будет очень важна.