Укрепление связей между авиационной промышленностью России и Европы довольно наглядно показывает, в каком направлении движется мир. Второй по величине банк России приобрел 5 процентов акций франко-германского гиганта по производству авиакосмической и военной техники EADS. Это говорит о том, что президент Владимир Путин намерен стать стратегическим партнером в предприятии, участвующем в создании нового аэробуса и евроистребителя.
Никто не верит, что приобретение "Внешторгбанком" акций европейского аэрокосмического и оборонного концерна EADS является чисто финансовой сделкой, хотя следует снять перед русскими шляпу за то, что они совершили покупку в такой удачный момент. Цена на акции EADS резко упала после предупреждения о снижении их доходности, что было вызвано задержками в создании аэробуса А-380.
Банк может сделать умный маневр, когда, как ожидают многие, он продаст эти акции новой российской Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая, среди прочего, занимается созданием самолетов Су. Не станет ли данная сделка новым трехсторонним альянсом между Францией, Германией и Россией, направленным на ликвидацию глобального превосходства США? Наверняка. О таких связях в мрачные дни "холодной войны" нельзя было и подумать.
Не останется в стороне и Великобритания. Бывшая британская British Aerospace, ныне известная под аббревиатурой BAE, является частью консорциума EADS по созданию евроистребителя. Ей также принадлежит 20 процентов акций компании Airbus, хотя она планирует в ближайшее время их продать.
Поскольку EADS поставляет военную технику вооруженным силам Великобритании, возникает ряд деликатных вопросов, связанных с возможной передачей русским технологий. Политики в западных столицах уже начали возбужденно говорить о такой опасности.
Но они выпускают из виду более масштабную картину. Если русские входят в европейскую авиакосмическую и оборонную промышленность, происходит это лишь потому, что так хочет EADS. Это улица с двухсторонним движением. Давайте не будем забывать о том, что первыми по мячу в этой игре ударили французы и немцы, когда EADS в прошлом году приобрела 10 процентов акций российской оборонной компании по производству авиационной техники "Иркут".
С коммерческой точки зрения, решение EADS войти на российский авиационный рынок является вполне здравым. Компанию выдавили с рынка США. Там вообще не доверяют французам, особенно когда речь заходит о посягательстве на безопасность Соединенных Штатов. В то же время, на повестке уже не стоит вопрос полномасштабного слияния EADS с британской BAE, хотя лет шесть-семь назад все только об этом и говорили. Дело в том, что британцы предпочитают "особые отношения" с США, уделяя свое главное внимание именно этой стране.
Если EADS не может проникнуть в Америку, выгоды сближения с русскими становятся самоочевидными. Россия - это огромный рынок. По масштабам экспорта вооружений она уступает лишь США, причем в числе ее крупнейших покупателей Китай и Индия. По мере укрепления альянса Франции, Германии и России наверняка будут возникать совместные предприятия в гражданской и военной авиакосмической отрасли. А с развитием военных связей будут развиваться и политические взаимоотношения. Хотя это не всем понравится.