Думаете начать дело в России? Тогда послушайте. Пять месяцев назад российское министерство внутренних дел конфисковало 167000 мобильных телефонов компании Motorola в московском аэропорту - уже после того, как они были приняты для продажи в России. Русские сказали, что телефоны эти - контрафактная продукция. Потом они заявили, что это контрабанда, затем - что они опасны для здоровья. И, в конце концов, прозвучало утверждение, что телефоны эти являются вещественными доказательствами в уголовном деле о коррупции.
На прошлой неделе московские власти вернули компании Motorola 117519 телефонов из общего количества конфискованных трубок. Motorola сейчас настолько счастлива, сохранив хотя бы часть телефонных трубок, что даже не требует компенсации. "Наша главная цель состоит в том, чтобы оставить эту историю позади и двигаться вперед, взаимодействуя с российскими властями по избежание подобных инцидентов в будущем", - заявил представитель компании в России Сергей Козлов. Крайне вежливое заявление, учитывая произошедшее. Motorola обнаружила, что конфискованные телефоны продаются на черном рынке в Москве. (Журнал Newsweek сообщает, что российский партнер Motorola компания "Евросеть" с августа прошлого года потеряла 200 миллионов долларов в результате, как говорится на страницах журнала, кражи при поддержке государства.)
Компаниям уже давно приходится мириться с коррупцией в России. Это своеобразная цена, которую они вынуждены платить, чтобы заниматься там бизнесом. Случай с Motorola, однако, говорит о том, что президент Владимир Путин мало что делает в этом направлении. Может быть, такое положение вещей его даже устраивает. Неправительственная организация Transparency International, созданная для разоблачения государственной и частной коррупции в международных коммерческих сделках, ежегодно публикует своеобразный "коррупционный рейтинг". В прошлом году на последнем месте по уровню коррупции среди 158 стран оказалась Исландия. США были семнадцатыми. А Россия? Она очутилась на 126-й позиции - вместе с Албанией, Нигером и Сьерра-Леоне. Не очень-то приятная компания. Подобная репутация может лишь затруднить усилия России по привлечению иностранных инвестиций.
Вот пример порочного отношения России к инвесторам. Уильям Браудер (William Browder) возглавляет крупнейший иностранный инвестиционный фонд в России под названием Hermitage Capital Management. Он призывал западные компании вкладывать деньги в эту страну, но в прошлом году ему отказали во въезде в Россию. Почему? По словам Браудера, он "открыто говорил о коррупции и корпоративном управлении крупных компаний, в которые мы вкладываем инвестиции". Он подверг сомнению стиль работы российского государственного энергосырьевого гиганта "Газпром" и близкой к Кремлю компании "Сургутнефтегаз". Браудер превозносил усилия Путина по привлечению иностранных инвестиций, однако Путин и пальцем не пошевелил, чтобы отменить запрет на въезд Браудера в страну.
Может быть, не стоит удивляться тому похмелью, которое все еще испытывает Россия со времен коррупции, существовавшей при коммунистической системе. Но она уж точно не добилась за все это время больших успехов. Как обнаружила компания Motorola, занимаясь здесь бизнесом, можно столкнуться с очень странными издержками.