То, что Россия появилась в списке угроз национальной безопасности США - событие любопытное. Однако ни в коей мере не неожиданное, поскольку рядом с ней в этом списке стоят Иран и Венесуэла.
В мае вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) обвинил Россию в том, что она использует нефть и газ 'для запугивания и шантажа соседей' и заявил, что такая политика неприемлема. Позже ему пришлось несколько раз мягко открещиваться от столь резких выражений, и к началу саммита 'большой восьмерки' Вашингтон подошел с несколько более умеренной позицией.
Однако прошло три месяца, а ничего не изменилось. Говоря о том, что США обеспокоены российской политикой - более того, считают ее опасной, и даже не менее опасной, чем политику Ирана или Венесуэлы, - Чейни не шутил.
Относительно Ирана и Венесуэлы все понятно. Эти две страны ведут против США настоящую энергетическую войну. Президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez), например, посетив на прошлой неделе Китай, объявил, что он увеличит поставки нефти туда за счет снижения объема поставок в США. Иран выражает свое отношение к США еще более прямо - дело в том, что Иран контролирует ситуацию практически во всей южной части Ирака, населенной шиитами, где постоянно взрываются трубопроводы. США считают эти взрывы заранее продуманной диверсией. В результате позавчерашнего, пока последнего, взрыва погибло 82 человека.
Теперь с докладом по итогам своей поездки по странам каспийского бассейна, граничащим с Россией, выступил Ричард Лугар (Richard Lugar). Судя по всему, он пришел к выводу о том, что Россия ведет против США такую же энергетическую войну.
Ни для кого не секрет, что для США очень важен нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, по маршруту которого, собственно, и проехал Лугар. Вашингтон намерен сделать так, чтобы этот нефтепровод выступил в той же роли, в какой в 1973 году выступило Северное море - то есть в роли надежного источника нефти и противовеса давлению традиционных поставщиков. Существуют даже планы по включению Казахстана в маршрут этого нефтепровода - таким образом Вашингтон хочет застраховаться от возможных кошмаров на нефтяном рынке. Однако политика России явно направлена на то, чтобы вырвать этот страховой полис из его рук.
Важным фактором функционирования нефтепровода является нынешний режим Тбилиси. Если из борьбы с президентом Грузии Михаилом Саакашвили победителем выйдет Москва, нефтепровод, идущий в обход России и не дающий спокойно спать Кремлю, будет перенаправлен. В этом случае от Америки сразу же отвернутся и Азербайджан, и Казахстан. Если хотя бы одно звено этой нефтяной цепи окажется слабым, США полностью проиграют борьбу за Центральную Азию. Судя по всему, во время своей поездки по региону Лугар это понял.
В июне Чейни как-то сказал, что не думает, что судьба России - всегда быть врагом Америки. Лугар явно не разделяет его оптимизма.