Страны Запада подобны быку: они бросаются на все, что движется у них перед носом. К примеру, на Иран, к которому у них скопилась куча всевозможных претензий - он хочет стать 'революционной исламистской' страной; хочет на своей нефти заработать кучу денег; использовать часть этих денег для того, чтобы с помощью 'Хезболлы' усложнить и без того непростую геополитическую ситуацию вокруг арабо-израильского конфликта; желает стать ядерной державой, причем есть мнение, что атом он собирается использовать не только в мирных, но и в военных целях. Запад реагирует так, как будто бы его мужественности брошен вызов, он бушует, сыплет угрозами, и, если его подозрения оправдаются, направит в Иран войска.
Но разумно ли вести себя с Ираном как с псом, не реагирующим на команду 'К ноге!'? Швырять в него камни, чтобы принудить к послушанию? Угрожать отправить на живодерню? Ответы могут разниться в зависимости от того, в долгосрочной или краткосрочной перспективе рассматривать этот вопрос.
В краткосрочной перспективе, если мы продемонстрируем Ирану, что не расположены шутить, это может произвести на него впечатление. В любом случае, подобная игра мускулами поднимет наш боевой дух, и пусть Иран в отместку перекроет нам свои нефтяные краны - опыт показывает, что к подобным перебоям мы на удивление устойчивы. К тому же, если цена за баррель скакнет с 70 до 120 долларов, выиграют, прежде всего, западные нефтяные гиганты, которые, не приложив к этому ни малейших усилий, начнут продавать нам бензин по цене 2-3 франка за литр. . . В общем, в ближайшем будущем проявление жесткости по отношению к Ирану может принести дивиденды, правда, если не принимать во внимание тот факт, что мы можем оказаться втянутыми в дорогостоящую, как с финансовой, так и с политической точки зрения, военную авантюру.
На средне- и долгосрочную перспективу подобные методы вряд ли приемлемы. Иран - великая страна, она держит ключи от Западной Азии, закрывает для России выход к открытым и теплым морям, не дает Пакистану и Индии вмешиваться в дела арабских и средиземноморских стран, не позволяет Ираку, Сирии и Саудовской Аравии выбраться из их континентального 'мешка'. Именно из-за этого столь выгодного месторасположения, а также богатых нефтяных запасов, великие державы испокон веков стремились контролировать эту ключевую страну. Но, несмотря на все их титанические усилия, Иран по-прежнему блокирует доступ в этот регион и является раздражающим фактором для великих мира сего; никто так и не смог надолго подчинить его.
Ну и что теперь делать? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на судьбу другой великой империи - Китая, - которую Запад в XIX-м веке растащил по кусочкам и вынудил подписать 'неравноправные соглашения'. В ответ на это унижение Китай сам себя втравил в череду кровавых событий - националистическое восстание 'боксеров' и захват власти коммунистами - парадокс которых заключается в том, что именно благодаря им несколько десятилетий спустя (миг в масштабе истории!), эта страна заняла первое место в мире по производству дешевых товаров.
Теперь, в начале XXI-го века, Китай начинает испытывать нехватку рабочей силы, что вынуждает его больше платить рабочим. Он постепенно повышает цены на поставляемые нам товары, к которым у нас выработалась 'наркотическая' зависимость. Еще вчера наша сильная позиция позволяла нам дробить Китай, унижать его, насмехаться над ним. Сегодня данные свидетельствуют о том, что скоро наступит время, когда эта страна, пусть даже и с запозданием, отплатит нам той же монетой. Мы попались в поставленный нами же капкан.
Из этого следует извлечь следующий урок: никогда не поучайте ослабленную империю, не наносите по ней ударов. Ибо империи, которые мы считаем поверженными, зачастую возрождаются из пепла и, после радикальных преобразований, вновь обретают могущество - благодаря своим размерам, богатству природных ресурсов и географическому месторасположению. Вот почему унижать сегодня Иран по той лишь причине, что сейчас мы можем себе это позволить, было бы полной глупостью.
____________________________________________________________
Россия и иранское ядерное досье: двусмысленная логика ("Le Figaro", Франция)
Рука Москвы ("National Review", США)
Американский дар времен "холодной войны": иранская ядерная установка ("Chicago Tribune", США)