В годы правления Л.Брежнева очень популярной была повесть Измаила Искандерова 'Кролики и удавы' (так в оригинале, философская сказка 'Кролики и удавы' была написана Фазилем Искандером в год смерти Брежнева, 1982 - прим. ред.). В ней рассказывалось о том, как удавы, уверенные, что у них есть гипнотические способности, и загипнотизированные кролики сами лезут в пасть (в это верили и кролики), были потрясены, когда заметили, что у них нет такой силы. А дело было так.
Однажды один кролик не заметил приближающегося удава. Увидев его, он с испугу начал пятиться. Это ошеломило удава, и он не напал на кролика. Спася свою шкуру, кролик понял, что удавы их не гипнотизируют: сами кролики из-за своих верований лезут удавам в глотку.
Своими наблюдениями кролик поделился с приятелями, и те перестали бояться удавов. Тогда и случился переполох в руководстве кроликов и удавов, ведь между руководством первых и вторых действовало соглашение: удавы не душат кроличьих руководителей (они предупреждены, где шатаются рядовые удавы), а руководители кроликов укажут, где кролики, особенно непослушные.
Весть, что у удавов нет силы гипноза, разрушила устоявшийся порядок. Оба руководства размышляют, как изничтожить кроликов, способных заметить этот эффект, поскольку удавы хотят есть.
Эта метафора заставила задуматься: не напоминают ли пропагандируемые ныне структура общества и привычные нормы жизни сделку между кроликами и удавами? Не лезем ли мы добровольно в раскрытую пасть по своей инициативе, изначально не веря в свои силы? События последнего времени в нашем крае заставляет припомнить повесть И.Искандерова (так в оригинале - прим. ред.).
Процессы, происходящие в Литве, так или иначе, связаны с процессами в России. Они необъяснимы одной только агрессивностью российских властей.
Великодержавное мышление не исчезает за день. Его отголоски проникли в образ мышления многих людей, даже тех, кто считает себя демократами. Им непонятно, почему мы не жаждем жить в одном влиятельном большом государстве, а хотим быть самостоятельными. Мы видим, как отчаянно пытаются сохранить остатки империи. Говорю не о Северном Кавказе, который юридически еще принадлежит России, а о Грузии, на территориальную целостность которой покушаются. Откроем любую энциклопедию, изданную в прежние времена. В ней мы найдем, что до конфликта в Абхазии проживало 17% абхазов, а более половины жителей этой страны были грузинами. Теперь несколько сот тысяч грузин не без помощи России были выдворены со своей родины.
Приднестровье далеко от России. Многие его жители - выходцы с российских просторов. Этот район Молдовы граничит только с Украиной. Он известен как гнездо контрабандистов, и Россия держит здесь свои войска. Получается, что в целях защиты русскоязычных русские, выгнав грузин из Абхазии, требуют при помощи референдума решить проблему этой территории, но не признают таких прав за чеченцами.
Каждое государство стремится оказывать влияние на другие страны, особенно на своих соседей. Для этого используются различные меры: от легальных до нелегальных (от экономического шантажа до создания благосклонных к себе структур внутри других стран). Мы не должны ни удивляться этому, ни сердиться, а искать противоядие.
А.Эндрюкайтис, тщательно изучающий российскую печать, дебаты в Думе, государственный бюджет, обратил внимание на то, что средства России, выделяемые на деятельность спецслужб за рубежом, превышают военный бюджет. Сколько из них выделяется на финансирование различных соответствующих организаций в Литве? Российские СМИ и дебаты политиков показывают, что там еще не отказались от мысли возвратить балтийские государства в свои объятия, говоря при этом о поддержке различных, благосклонных к России организаций.
Один из самых эффективных способов ограничить государственную независимость - 'подчинить' своему влиянию экономику. Скажем, вся энергетическая система Литвы (газ, нефть) становится зависимой от контролируемых российским правительством компаний (они в любой момент могут прервать поставки или увеличить цены, вызвав тем самым в стране экономический хаос). В этой области многое могут сделать агенты влияния. Ими можно играть, как картами.
Государство, управляемое агентами влияния, становится сателлитом. Агенты политического влияния юридически обнаруживаются с трудом. Они не заполняют никаких письменных обещаний сотрудничать, не получают напрямую никакого вознаграждения, однако через других агентов влияния им создают условия для карьерного роста, получения выгодных заказов связанными с ними фирмам и т.п.
Нередко об агентах влияния имеются компрометирующие материалы. Хотя их напрямую и не шантажируют, однако агенты влияния знают о существовании таких материалов и возможности их обнародовать. Словом, их держат на том или ином поводке. Думаю, что это - одна из важнейших причин. Из-за нее в Литве закрыты архивы.
Российские спецслужбы имели достаточно времени утвердиться в Литве. Распалась коммунистическая партия, Советский Союз, однако после объявления о независимости Литвы до публичного выселения имперских служб прошло более года. Они действовали и знали, что придется оставить территорию Литвы. Нужно быть чересчур наивным, чтобы не понимать, что Россия и дальше будет стремиться сохранить свое влияние. Это мы сегодня явно видим на Кавказе, Украине, в Молдове.
Разведки всех стран учреждают для прикрытия различные организации (коммерческие фирмы, общественные организации, благотворительные фонды и т.д.), через которые расширяют свое влияние, в своих интересах дестабилизируя положение в стране. Исследователи специальных служб, наконец, не один работник спецслужб в своих мемуарах пишут о своей работе в организациях прикрытия. Кадровые военные из секретных служб могут работать журналистами, предпринимателями, дипломатами.
На политическом горизонте накануне объявления независимости показались странные личности (Ю.Борисов, Л.Лолишвили, В.Успасских, а также деятели, еще не попавшие в поле зрения общественности). Они не жалеют ни денег, ни советов нашим политикам. Но эти 'советы' заканчиваются созданием хаоса. Во-первых, встает вопрос: откуда миллионы? Неужели прибывший в Литву сварщик за пару лет может накопить миллионы и швыряться им?
Много мыслей вызывает поведение Ю.Борисова. Ведь он сыграл основную роль во время импичмента Р.Паксаса. Не предоставление гражданства, а его попытки прорваться в советники Президента. Убежден, если бы в последние дни Р.Паксас не назначил его советником, для оформления импичмента не хватило бы голосов. Неужели Р.Паксас этого не понимал? Если действительно не понимал, то как человек с таким менталитетом мог стать Президентом Литвы и почему его финансировали? Ничем иным этот факт не объяснишь, кроме как стремлением скомпрометировать институт Президента и заодно Литовское государство.
По окончании этого цикла на горизонте показалась Партия труда. Ее основные отличительные черты - изворотливая деятельность бизнесменов, руководимых В.Успасских. Во всех регионах они создали свои подразделения. В них собралось немало новых миллионеров, у многих из которых деловые интересы в России. Позднее, при создании партийного ЗАО, они стали поддержкой В.Успасских. Они наняли лучших специалистов по имиджу, изучали интересы людей; воспользовавшись тем, что немалая часть жителей Литвы разделяет принципы социал-демократии, а руководство Литовской социал-демократической партии разочаровало своих избирателей, В.Успасских и решил утвердиться в этой нише.
Проанализировав взятые из Интернета сведения о важнейших деятелях этой партии, мы можем разделить их на несколько групп. К первой принадлежат бывшие деятели КПСС, после отсоединения ЛКП от КПСС бежавшие в 'кусты' и там дожидавшиеся 'лучших времен'; ко второй принадлежат так называемые спекулянты советских времен, постоянно конфликтовавшие с правоохранительной системой тех времен, а также лица, еще не нашедшие своего места в жизни. Эти группы объединяют поиски легкой жизни. Так на литовском горизонте появилось ЗАО без всякой идеологии (или агентурное) - Партия труда, единственная цель которой - прорваться во власть и получать с нее дивиденды.
Вся 'левизна' испарилась, как только они попали во власть. Прежде всего, партийцы озаботились, как увеличить свои богатства. Благодаря Ж.Падайге (был министром здравоохранения в предыдущем, 13-м правительстве Литвы - прим. перев.) наша медицина фактически стала платной и мало доступной людям с небольшими доходами. Некоторые медики уверены, что цель Ж.Падайге - доказать, что государственные больницы не эффективны, а позже приватизировать их. Деятели этой партии, позабыв, что на бумаге они представляют левых, демонстрируют роскошь и пренебрежение к простым людям.
Шантаж и предательство партнеров - основная черта в деятельности Партии труда, проявившаяся при развале коалиции. Каждый партнер в коалиции, если нет согласия с другими, может покинуть ее, но делается это с соблюдением некоторых принципов, предварительно предупредив, после переговоров, а не из засады.
'Трудовики' воспользовались интерпелляцией консерваторов А.Паулаускасу (ему, занимавшему пост спикера Сейма, парламент выразил недоверие - прим. перев.). Они присягнули на верность коалиции. Однако голосовали враждебно. Это вызвало развал Правительства. Эта деятельность обернулась против самой Партии труда. А, может, такой процесс был необходим настоящим хозяевам партии, которые вызывают очередной хаос в Литве?
Почувствовав опасность, В.Успасских нырнул туда, откуда прибыл. Из России через своих ставленников он по всем правилам конспирации продолжал руководить Партией труда. Л.Граужинене (староста парламентской фракции Партии труда - прим. перев.) постоянно ездила в Россию. Что она там обсуждала с В.Успасских и какие инструкции получала, не знают, по их собственному утверждению, даже вождики Партии труда, хотя они по-прежнему демонстрируют свою привязанность к В.Успасских, а тот пугает, что напишет книгу, в которой разоблачит политиков Литвы, ее политическую систему.
На вершине политического цинизма - заявление Й.Пинскуса о том, что 'трудовики' голосуют против 14-го Правительства потому, что уверены: если его не утвердят, социал-демократам не останется ничего другого, как снова пригласить их в Правительство. Деятели Партии труда не смогли сформулировать никаких программных положений, за исключением утверждения: 'Мы хотим попасть во власть'. Было бы смешно, если бы эта группировка не имела спонсоров.
Часть людей вступила в эту партию, поскольку они были разочарованы действующими партиями. Для самозванцев нашлась ниша, где они и пытались утвердиться. Они не ясными путями стали миллионерами и играли на недовольстве людей.
После исчезновения 'трудовиков' с политического горизонта им найдется замена. Так в Литве действуют деструктивные силы: после окончания скандала с Паксасом появились легионеры В.Успасских. Что дальше? Неужели и дальше мы останемся загипнотизированы, как те кролики, или поймем, что все проблемы мы должны разрешать сами и сами быть ответственны за судьбу своего края.
___________________________________________________________
Будущее - информационная колония России ("Atgimimas", Литва)
Не являемся ли мы для России просто бывшими зеками? ("Atgimimas", Литва)