Беларусь и Россия привлекли независимого оценщика для определения стоимости белорусской газотранспортной системы. Нидерландский банк ABN Amro обязался завершить оценку Белтрансгаза к концу октября 2006 года. По мнению экспертов, это свидетельствует о готовности Минска начать торг с Москвой, меняя свои трубы на дешевый газ.
Напомним, что еще в конце 2003 года Беларусь и Россия планировали создать совместное предприятие на основе Белтрансгаза. Газпром рассчитывал получить в нем 50%. Однако переговоры между двумя странами зашли в тупик из-за расхождений в оценке газотранспортной системы: Газпром посчитал, что ее стоимость не превышает 500 млн. долларов, а Белоруссия оценила Белтрансгаз в 5 млрд. долларов.
Конфликт был настолько острым, что доходило до весьма резких заявлений президентов обеих стран. А в феврале 2004 года Газпром обвинил белорусскую сторону в том, что она выбрала весь предусмотренный контрактом газ, и сократил поставки на 40%, после чего Белоруссия начала несанкционированный отбор газа, который привел к полной остановке транзита. В ответ Газпром полностью прекратил поставки газа в Беларусь и через нее. Через сутки Россия и Беларусь договорились о возобновлении поставок газа по новым, повышенным ценам.
При этом российская сторона пообещала еще больше повысить цену на газ для "братской республики", доведя ее до европейского уровня, то есть до 200 долларов за тысячу кубометров (ранее газ для Беларуси стоил 46 USD за тысячу кубов). И Москве, и Минску было очевидно, что Беларусь не сможет покупать газ по таким ценам. Президент Белоруссии Александр Лукашенко фактически был вынужден вернуться к старой идее обеспечить энергетическую безопасность страны за счет передачи России своей газотранспортной системы, и переговоры о создании СП с Газпромом на основе Белтрансгаза перешли в окончательную стадию.
Однако российские аналитики не склонны считать, что договор о независимой оценке трубопровода Беларуси разрешит конфликт между странами. Так, по мнению аналитика Тройки Диалог Валерия Нестерова, итоговая цифра, которую назовет ABN Amro, может не устроить одну из сторон, и в этом случае торг между странами продолжится.