Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Антисоветизм не вписывался в имидж Кекконена

Кекконен не был врагом восточного соседа

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Урхо Калева Кекконен - неоднозначный уже ушедший от нас в мир иной политик. Большинство народа благодарно ему. Большинство населения Финляндии считает, что благодаря Кекконену позиции страны стали более стабильными и безопасными после Второй мировой войны. Наша страна стала северной страной с благоденствующим населением, а государство стало настоящим гражданским обществом

Исследователь Тимо Туйкка (Timo Tuikka) высказал удивление по поводу того, что никто из авторов исторических биографий Урхо Кекконена (президент Финляндии в 1956-81 годах, известный своими дружескими отношениями с советским руководством - прим. переводчика) не подвергал сомнению его искренность в отношении СССР.

По словам Туйкка, историки, считавшие действия Кекконена непатриотичными, называли близкие и доверительные отношения президента с советским руководством 'предательством' (интересов Финляндии).

- Эти историки 'не замечали' некоторые шероховатости в финляндско-советских отношениях при президенте Кекконене, так как они не совпадают с выводами широких и базовых исследований, согласно которым Кекконен был 'агентом русских'.

Апунен говорил об 'искусной игре'

Историки - сторонники президента со своей стороны считают, что хорошие отношения с востоком (при Кекконене) служили интересам Финляндии. И по этой причине они не хотели до распада СССР раскрывать антисоветизм Кекконена. По мнению Тимо Туйкка, именно из-за этого осталась жить легенда о Кекконене - большом друге восточного соседа Финляндии.

- Историки - носители прокекконеновских идей не хотели, видимо, перерисовывать созданный ими портрет президента.

Туйкка считает, что самые весомые слова об антисоветских позициях Кекконена произнес профессор Осмо Апунен (Osmo Apunen) в 1977 году, написавший несколько научных исследований о внешней политике страны в эпоху Кекконена. Автор неоднократно указывал, что благосклонное отношение к руководству СССР было только явным 'притворством' со стороны президента.

- Кекконена, естественно, привели в ярость высказывания Апунена, которые 'подрывали интересы страны' (Финляндии), - говорит Туйкка.

Политики из близкого окружения Кекконена намекали на искусно скрываемую лидером страны 'антирусскость', но никогда не высказывали подобных мыслей открыто и ясно. Такие намеки позволяли себе, например, центрист Кейо Корхонен (Keijo Korhonen) - министр иностранных дел и дипломат в 1970-е годы и социал-демократ Калеви Сорса (Kalevi Sorsa). Бывший премьер-министр страны Сорса пишет в воспоминаниях: 'У него (Кекконена) должны были быть причины для осторожности'.

Туйкка не может понять, почему даже спустя 20 лет после смерти президента исследователи (в зависимости от своих пристрастий) придерживаются двух явно различных позиций при описании жизненного пути Кекконена.

- Может быть, скоро подрастет новое поколение историков, для которых не будет уже важным поддерживать ту или иную позицию при исследованиях.

***

Кекконен не был врагом восточного соседа

Урхо Калева Кекконен - неоднозначный уже ушедший от нас в мир иной политик. Большинство народа благодарно ему. Большинство населения Финляндии считает, что благодаря Кекконену позиции страны стали более стабильными и безопасными после Второй мировой войны. Наша страна стала северной страной с благоденствующим населением, а государство стало настоящим гражданским обществом.

Многие критики Кекконена заявляют, что он 'распластался' перед коммунистическим Советским Союзом и уступал требованиям восточного соседа слишком часто, что было недопустимым. Намекают они даже и на то, что Кекконен был агентом советских спецслужб.

Готовящийся к защите своей диссертации в университете города Ювяскюля исследователь Тимо Туйкка, со своей стороны, доказывает, что Кекконен ненавидел СССР. Ненависть - термин сильный и эмоциональный. Использование таких слов по эмоциональности можно сравнить со словом 'агент русских' при характеристике Кекконена.

Урхо Кекконен был сторонником построения северного (скандинавского) типа народовластия и западной модели рыночной социально ориентированной экономики. В молодые годы он служил в органах Центральной сыскной полиции, которая занималась вопросами охраны внутренней безопасности. В те времена коммунисты проникали во все институты власти, и активность СССР была, несомненно, велика. Это неоспоримый факт, как и то, что Кекконен был, вне всяких сомнений, антикоммунистом.

Урхо Кекконена можно охарактеризовать как государственного руководителя, прекрасно осознающего реальности окружающего мира. И он поступал всегда так, как поступил бы патриот, учитывающий, прежде всего, национальные интересы своей страны в тот или иной момент.

Налаживание после Второй мировой войны доверительных и действенных отношений с восточным соседом ускорило успешное развитие Финляндии и укрепило ее позиции на международной арене. Но это не означало, как однажды заявил президент Кекконен, не скрывая своей позиции, что Финляндии подошла бы модель государственного устройства, существовавшая (на тот момент) в СССР у великого восточного соседа финнов. Это означало только то, что добрососедство выгодно двум государствам. Маленькая Финляндия поступала мудро, действуя гибко, уважая своего большого компаньона и избегая оскорблений в его адрес. Эта житейская мудрость подходит всем ответственным руководителям во все времена.

При отстаивании интересов родной страны не следует поддаваться эмоциям. Главное - успех в конкретной работе. Это великое искусство, которому надо иногда учиться.

Историки и толкователи истории не должны забывать этой мудрости.