Вчера в непризнанном Приднестровье состоялся непризнанный референдум о независимости. На всенародное обсуждение вынесены сразу два вопроса: быть или не быть независимому от Молдовы Приднестровью, и если быть, то стоит ли входить республике в состав Российской Федерации. Аналитики в один голос предрекают выбор в пользу России, но считают, что юридических последствий референдум иметь не будет, так как де-юре Приднестровья не существует. Однако полностью игнорировать выбор почти 40 тыс. жителей края мировое сообщество тоже не сможет. . .
Выбор очевиден
Почти 40 тыс. жителей Приднестровья, которые внесены в списки участников референдума, предстоит ответить на два вопроса: "Поддерживаете ли Вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?" и "Считаете ли Вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской Республики с последующим вхождением в состав Республики Молдова?"
Результаты референдума будут известны не раньше сегодняшнего вечера. Однако уже вчера было известно, что жители Приднестровья проявили невиданную активность: к урнам пришло более 78% населения республики. А местный независимый центр аналитических исследований "Новый век" на основании проведенного в начале сентября соцопроса спрогнозировал, что ответить "да" на первый вопрос референдума намерены 75,7% респондентов, в то время как на второй вопрос "да" ответят лишь 15,8% опрошенных.
Приднестровье взывает к Москве
В Тирасполе референдум называют историческим и судьбоносным. Президент Приднестровья Игорь Смирнов накануне в своем обращении призвал население перед принятием решения вспомнить, что оно видело от Молдавии и что дала Россия, сравнить все плюсы и минусы. При этом Смирнов выразил надежду, что Москва признает результаты референдума.
Отмечается, что шансы на признание законности референдума, проводимого непризнанной республикой, со стороны Москвы действительно существуют. Так, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил вчера, что сам факт голосования "не должен восприниматься однозначно как нечто неприемлемое". По его мнению, "референдум является реакцией на фактическую блокаду, которую объявили Приднестровью, экономическую блокаду, от которой страдает экономика этого региона, естественно, страдают и жители". В связи с этим ряд аналитиков уже высказал предположение, что в случае голосования в пользу России (а в том, что выбор будет именно таков, мало кто сомневается), Россия может добиться если не международного признания итогов всенародного референдума в Приднестровье, то как минимум придаст самому факту проведения подобного мероприятия мировое звучание. А это, в свою очередь, поставит Приднестровье в один ряд с Косово и Черногорией.
Запад "не услышит" Тирасполь
В то же время в Кишиневе заранее объявили, что не намерены признавать результаты референдума, назвав его "провокационным" и "несерьезным". Президент Молдавии Владимир Воронин считает, что проведение референдума о независимости направлено на осложнение ситуации и препятствует разрешению приднестровской проблемы. "Эти действия сводят на нет усилия молдавского руководства по мирному урегулированию приднестровского конфликта", - заявил он. Мнение молдавского лидера поддержали и официальные представители ЕС и США, Совета Европы и ОБСЕ, которые также отказались признать результаты плебисцита, назвав его политически нелегитимным.
Однако у молдавской оппозиции иное мнение. Так, лидер Партии социальной демократии бывший премьер Молдавии Думитру Брагиш заявил журналистам, что "референдум - следствие неспособности Кишинева урегулировать приднестровскую проблему за столом переговоров". По его словам, "многочисленные ошибки молдавских властей, непоследовательность и несостоятельность внутренней и внешней политики, нападки на демократию и права человека, отсутствие независимого правосудия, неспособность поднять жизненный уровень населения являются благоприятными условиями для дальнейшего укрепления сепаратизма".