Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Владимир Удачливый

Г-ну Путину сказочно повезло

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
История России и Восточной Европы изобилует колоритными личностями и меткими прозвищами - Владимир Святой, Святополк Окаянный, Иван Грозный, Влад Кровопийца. Владимир, который сегодня сидит на кремлевском троне, не кажется ни грозным, ни святым, а уж называть его 'окаянным' (проклятым) тем более нет оснований. Напротив, фортуна улыбается ему, пожалуй, как никому из лидеров современного мира, а посему отныне я нарекаю его Владимиром Удачливым

История России и Восточной Европы изобилует колоритными личностями и меткими прозвищами - Владимир Святой, Святополк Окаянный, Иван Грозный, Влад Кровопийца.

Владимир, который сегодня сидит на кремлевском троне, не кажется ни грозным, ни святым, а уж называть его 'окаянным' (проклятым) тем более нет оснований. Напротив, фортуна улыбается ему, пожалуй, как никому из лидеров современного мира, а посему отныне я нарекаю его Владимиром Удачливым. Г-ну Путину сказочно повезло: он стал президентом России в тот момент, когда цены на нефть начали расти, а затем взлетели до небес. Именно это стало главной причиной 'экономического чуда' в России, и ее возвращения в ряды великих держав.

Всего восемь лет назад, в 1998 г., страна пережила обвал рубля. Россия объявила дефолт по большинству долгов: она фактически была банкротом. Нефть стоила меньше 15 долларов за баррель, и поступления от российского нефтегазового экспорта - важнейшего источника экономического роста - не достигали и 40 миллиардов долларов в год. В 2000 г., когда г-н Путин стал президентом, средняя цена на нефть составляла уже 28 долларов за баррель, что принесло России 75 миллиардов. В этом году, по оценке Управления энергетической информации (Energy Information Administration) США, средний уровень нефтяных цен составит 61 доллар за баррель, и доходы России от экспорта энергоносителей, возможно, превысят 200 миллиардов. Кроме того, золотовалютные резервы страны составляют более 250 миллиардов долларов, а объем Стабилизационного фонда к концу года, по прогнозам, приблизится к 100 миллиардам.

Впрочем, удачливость Владимира не ограничивается пределами нефтяного рынка. Как раз накануне саммита 'большой восьмерки' Шамиль Басаев - 'враг номер один' для России - погиб при взрыве в разгар подготовки теракта, который мог испортить Владимиру праздник в Санкт-Петербурге. Впрочем, в данном случае заслуга отчасти принадлежит самому г-ну Путину - его бывшие коллеги по тайной полиции сумели покончить с г-ном Басаевым как раз вовремя, чтобы укрепить репутацию президента в качестве активного участника войны с террором. В этой части света в каждой случайности есть своя закономерность.

Впрочем, Владу и дальше везло: разразившаяся война в Ливане отвлекла внимание от вопроса о том, насколько Россия заслуживает председательского кресла в 'восьмерке'. Ближневосточный кризис гарантировал, что Путин не окажется в изоляции перед единым фронтом других участников саммита, что могло бы произойти, если бы главным пунктом его повестки дня стала иранская ядерная программа. По Ирану Владимир расходится не только с американцами, но и с европейцами, а его позиция в отношении ливанской войны была довольно близка к точке зрения европейских коллег. В целом саммит 'восьмерки' прошел для Владимира Путин успешно. Думаю, его бы устроило, если бы этот праздник длился вечно.

В ходе личных встреч между президентами Бушем и Путиным оба, несомненно, стремились уладить хотя бы некоторые разногласия между Россией и США, однако и напряженности, возникшей в отношениях между двумя странами, не заметить было нельзя.

Среди позитивных результатов этих встреч можно назвать два соглашения в ядерной сфере: одно из них предусматривает начало переговоров о сотрудничестве в мирной атомной энергетике, а второе - расширение американской Инициативы по борьбе с распространением оружия массового поражения (Proliferation Security Initiative) в целях создания глобальной системы по борьбе с ядерным терроризмом. По обоим этим направлениям у России есть немалый потенциал, и здесь мы можем наладить реальное сотрудничество.

Но нельзя не упомянуть и о неудаче на переговорах о вступлении России в ВТО, хотя оба президента явно хотели заключить соглашение по данному вопросу и приложили к этому немало усилий. Стороны не смогли этого сделать по нескольким причинам. Во-первых, России следовало бы пройти процедуру, необходимую для получения статуса ПНТО (т.е. страны, с которой США поддерживают постоянные нормальные торговые отношения), а заключенное соглашение должен ратифицировать Сенат. Возможно, в администрации сочли, что, учитывая негативное отношение к России, существующее сегодня в Конгрессе, для г-на Буша, г-на Путина и российско-американских отношений в целом было бы только хуже, если бы уже заключенное двусторонне соглашение по ВТО было затем отвергнуто на Капитолийском холме. Кроме того, неспособность заключить соглашение, вероятно, отражает падение личного авторитета президента Буша, в том числе в рядах собственной партии.

Что же касается российской стороны, то она могла допустить просчет при разработке стратегии переговоров. Возможно, Москва ожидала, что ей не придется идти на уступки и компромиссы по основным техническим вопросам, препятствующим договоренности, поскольку Вашингтону, по ее мнению, соглашение нужно не меньше. Американцам намекнули, что от успешного завершения переговоров по вступлению в ВТО зависит решение об эксплуатации Штокмановского газового месторождения и выбор партнеров для участия в этом проекте, а также еще одна крупная коммерческая сделка - с корпорацией Boeing.

В настоящее время российские власти весьма цинично относятся к демократии и нашим усилиям по ее распространению. Мы искренне верим, что демократическая форма управления является наиболее дееспособной и эффективной, и, как я отмечал в открытом письме г-ну Путину, опубликованном в газете 'Коммерсант', утверждение демократических институтов в России лишь укрепит ее суверенитет. Однако россияне смотрят на эту проблему иначе - по ряду причин, связанных, в частности, с наследием 1990-х гг. и нынешними нефтяными ценами. 'Петрогосударства' редко предпринимают демократические реформы в условиях чрезвычайно высоких цен на нефть.

Кроме того, выступление г-на Чейни в Вильнюсе, на фоне его последующей поездки в Казахстан для встречи с президентом Нурсултаном Назарбаевым и визита азербайджанского лидера Ильхама Алиева в Вашингтон, в ходе которых вопросы о демократии, гражданском обществе и правах человека не поднимались, по крайней мере, публично, создало у россиян впечатление, что разговоры о распространении демократии - лишь фиговый листок, прикрывающий стремление США к гегемонии и замене неугодных режимов на проамериканские.

Мы слишком легко убеждаем себя, что демократические страны, разделяющие наши основополагающие ценности, будут готовы соглашаться с нами и по всем важнейшим внешнеполитическим вопросам. Однако Франция и Германия, входящие в число государств с наиболее развитой демократией и наших традиционных союзников, не поддержали нас по Ираку. Поэтому я весьма скептически воспринимаю утверждения о том, что, если бы в сегодняшней России существовала зрелая демократия, она бы заняла совершенно иную позицию в связи с иранской ядерной программой.

Саммит 'восьмерки' стал еще одним свидетельством того, что в международных отношениях происходит переход от монополярного к многополярному миру, и эпоха преобладания Запада подходит к концу. Г-н Путин и российское руководство уже делают из этого соответствующие выводы. Не случайно после завершения официальных мероприятий в рамках саммита российский президент провел встречи, в том числе и с лидерами Китая и Индии, и недвусмысленно поддержал присоединение этих стран к 'восьмерке'.

Позволю себе прогноз: в ближайшие пять лет 'восьмерка' либо расширится, либо перестанет существовать, поскольку в новой ситуации она все больше выглядит анахронизмом. В 1970-х гг., когда была создана 'группа семи', на долю ее стран-участниц приходилось более 60% общемирового ВВП, Сегодня, даже вместе с Россией, их доля составляет менее 45% мирового ВВП, и, скорее всего, в связи с более высокими темпами роста в крупных государствах с развивающейся экономикой, она в ближайшие годы будет только снижаться.

Доктор Эндрю Качинс - старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Carnegie Endowment for International Peace), руководитель программы Фонда по изучению России и Евразии и бывший директор его Московского центра.

__________________________________________________________

Эндрю Качинс: Посмотрите, кто вернулся! ("The Wall Street Journal", США)

Эндрю Качинс: Тенденция к охлаждению американо-российских отношений сохранится ("The Moscow Times", Россия)