Россия взяла курс в направлении бюрократического централизма. В этом уверена Лилия Шевцова, руководитель Московского центра Карнеги. Этот политолог, эксперт по международным отношениям и почетный профессор целого ряда иностранных университетов настоящий ходячий человеческий контраст.
Хрупкая женская фигура, повернутая к собеседнику, взгляд, кажущийся сначала снисходительным, и - стальная логика, основанная чуть ли не на категоричных императивах политической жизни. Это интервью с аналитиком, которую называют 'железной леди', - разговор о ближайшем будущем России и возможном союзе с Белоруссией.
Каким Вы видите ближайшее будущее России?
Прежде всего, нужно различать два ближайших исторических этапа: до 2008-го года (выборы президента России) и - после упомянутого периода. Сегодня существуют две общие тенденции развития России. Во-первых, по-прежнему происходит централизация власти - на всех уровнях. Во-вторых, лидер страны точно не ощущает изменений в стране и на первое место определяет правящую страной бюрократию. Это, я сказала бы, особая форма государственного управления в условиях капитализма. Ведь даже неспециалисту ясно: происходит экспансия бюрократии во все сферы экономики и управления. Так что остается дождаться нового поколения олигархов - прорвавшихся в ряды миллионеров и миллиардеров именно из нынешних глубин бюрократии.
Но для этого нынешняя бюрократия должна как-то оправдать перед российской общественностью свое стремление тотально контролировать и бизнес, и вообще само государство.
Это делается при помощи громкого или тихого провозглашения сразу несколько лозунгов. Во-первых, пора вернуться, товарищи (и господа), к традиционным ценностям. Каким именно - особо не поясняется. Хватает самого слова - 'традиционным', а там кто как хочет, так и понимает. Хотя в социальном плане примерно ясно: к стабильным зарплатам и 'приемлемым' ценам. Во-вторых, нынешняя бюрократия (ясно, в лице государства) представляется как заботливая мамаша: стало быть, времена хаоса заканчиваются, и теперь мы позаботимся обо всем. Когда большая часть общества живет за чертой бедности - такой призыв для многих весьма приемлем. И совсем не важно, что выплаты или другая социальная помощь по-прежнему будут нищенского размера. И третий лозунг, а это несколько откорректированный лозунг времен СССР: Россия - это супергосударство. Точнее - энергетическое супергосударство, как нынче любят повторять.
Как развиваются отношения России с Западом?
Еще 2-3 года назад В.Путин совершенно серьезно думал вмонтировать Россию в политическую систему Запада (понятное дело, того времени). Сейчас об этом даже разговоров нет. Россия сегодня - одновременно и партнер, и враг для Запада. И Россия сегодня настроена играть с Западом по своим, а не по его правилам. Более того - Россия готова всячески сдерживать экспансию Запада и в отношении ее самой, и на те территории, которые нынче получили статус независимых государств, но над которыми Россия традиционно хочет иметь влияние. Хочу подчеркнуть, что эти геополитические тенденции нашего государства поддерживают и правящая элита, и общественность.
Что сейчас актуально для правящей элиты до 2008-го года?
Прежде всего, кто господствует в Кремле. Поскольку это - всесторонний контроль над денежными потоками со стороны государства накануне решающего года. Второе, нынешняя правящая элита сделает все, чтобы не повторился ее раскол 1999-го года. Вы наверняка помните, как тогда правящие раскололись на поддерживающих В.Путина и тех, кто стоял на стороне блока Е.Примакова и Ю.Лужкова. Теперь это для правящих было бы катастрофой, поэтому такого раскола, повторяю, ни в 2007-м, ни в 2008-м, в год президентских выборов в России, не будет.
А мнение общественности?
Его никто и не спрашивает. Задание элиты в этой области - удерживать общество как можно более пассивным. Что, кстати, ежедневно и делается: просмотрите внимательно программу российского телевидения. Много ли вы там найдете информационных, а тем более - аналитических передач? Одни только криминальные сериалы и мыльные оперы. Вот такое общество правящей элите в ближайшие годы и нужно: ничем слишком не интересующееся и. . . получающее несколько больше крох со стола властей. И, понятное дело, его и дальше будут кормить новыми геополитическими штампами, вроде того, что 'Россия - энергетическое супергосударство'. Получая несколько большую зарплату или социальное пособие, выслушивать все это можно без особого раздражения. Как миллионы послушных граждан нынче и делают.
А вопрос наследника?
Это чрезвычайно волнует нынче правящую элиту страны. Повторюсь - чрезвычайно. Ведь от этого будет зависеть и весь состав большинства центральной бюрократии, а также и все губернаторские кресла (а после них изменения в цепочке постов будут продолжаться до бесконечности). Поскольку обычно новые правители Кремля приходят со своей командой, а этот процесс, точно цепная реакция, повторяю, продолжается и в регионах.
Но не кажется ли Вам, что все это, а особенно слово 'наследник' - это реликты феодальной эпохи?
Не согласна. Феодализм прекрасно обходился без выборов. Современная Россия без этого уже не может обойтись. Только ситуация в нашей стране с этими выборами несколько двойственная. Поясню: президент избирается, но он отчасти зависит от центральной бюрократии. И, ясно, от высоких цен на нефть и газ на мировом рынке. Вот, когда придет новый президент, а упомянутые углеводородные цены упадут хотя бы наполовину - он будет предпринимать смелые шаги. А когда еще станет очевидно, что все нынешние, вроде как и проводимые, социальные реформы давно уже забуксовали на месте. . . А пока что, пока рост ВВП страны (снова ведь благодаря тем же ценам на нефть и газ) достигает 5 процентов, - никаких резких движений делать не нужно. И В.Путин их и не делает. Но все видят и понимают, что большая часть экспортных доходов - это валюта за все те же газ и нефть. А вот когда их ресурсы начнут иссякать. . . Но об этом никто среди российской элиты еще не думает.
Вы все говорите: элита, общество. Какими же настроениями живут эти две части российского общества?
В последнее время у большей части российской элиты (около 80%) все более заметны настроения консерватизма и, я бы даже сказала, архаизма. Это означает: да здравствует мощная 'держава' с сильной центральной властью, а Запад пусть не пристает к нам со своими поучениями насчет демократии. Явных перемен хочет только ничтожная часть правящей ныне в России элиты. И как контраст - треть общества в стране хочет явных перемен в государстве. И если в будущем эти две тенденции только усилятся, противостояние между российской элитой и обществом будет неизбежно.
Похоже, никакого более близкого сотрудничества между Россией и Западом не будет?
Вовсе нет. Будет. Только в несколько иных формах и иными способами. Россия по-прежнему хочет сотрудничать с Западом - насколько это возможно цивилизованно и элегантно. Другое дело, насколько это удастся. Пока что, я сказала бы, с трудом: имидж России в центральных СМИ Запада все еще довольно низкий. Несмотря на то, что на это дело швыряются многие миллионы долларов - на улучшение имиджа страны. Но ведь и Запад прекрасно понимает: без России ему - никуда. Вот даже крупнейшие западные фирмы, и 'сгоревшие' во время финансового кризиса 1999 года, и потерявшие свои активы в связи с делом 'ЮКОСа', все-таки рвутся в Россию. И будут рваться: здесь все-таки огромный потребительский рынок и гигантские сырьевые ресурсы. Кремль это прекрасно видит и довольно успешно этим пользуется: ваша компания хочет присоединиться к эксплуатации знаменитого Штокмановского газового месторождения, а что нам с этого?
Российские же крупнейшие фирмы нынче одна за другой стремятся котировать свои акции на Лондонской бирже ценных бумаг. Эти и престиж, и (что не менее, а, может, и более выгодно) - приближение к западным стандартам бизнеса. Во-вторых, еще одна очень важная причина стремления российской элиты дружить с Западом: ведь все свои заработанные (пусть будет использовано это нейтральное слово) миллионы и миллиарды она хранит на том же Западе. В его банках, акциях, в виде дворцов и футбольных клубов.
Можно ли сказать, что нынешней Россией правит КГБ-ФСБ?
Не согласна. Да, В.Путин человек системы КГБ-ФСБ, немало ее представителей перебрались на руководящие посты. Но КГБ-ФСБ Россией не правит. А В.Путин руководит, стараясь сохранить баланс сил между различными властными структурами и крупным бизнесом. Кто слишком уж высовывается - сразу же удаляется или понижается. Прекрасный образец этого - удаление В.Устинова, бывшего Генерального прокурора страны (и принявшегося говорить больше политическими категориями), чуть ли не за полдня. Подчеркну: В.Путин - сторонник баланса сил в управлении государства. Во-вторых, он не хочет, чтобы после него пришел бы диктатор. Поэтому так внезапно и был снят В.Устинов.
У Вас уже есть предположения, кто будет наследником В.Путина?
Это все еще бессмысленное занятие. Но вот осенью 2007-го года и особенно после выборов в Государственную думу в декабре будущего года уже можно будет серьезно определяться (не В.Путину), нам, аналитикам, в отношении такого кандидата. Хотя политические шаги в России делаются самые неожиданные. Вспомните, как все гадали - а кто же будет новым премьером после низложенного М.Касьянова? Едва ли не половина тогдашних московских чиновников на страницах центральной печати были названы в качестве возможного кандидата. Фрадков появился, как черт из. . . Брюсселя. Так что не будем гадать относительно этого вопроса: это слишком уж преждевременно.
А как Вы оцениваете всячески поддерживаемый сегодня Кремлем лозунг, что Россия станет энергетическим супергосударством?
Эту 'шараду' кто-то в Кремле придумал, чтобы отделить глупцов из своих и глупцов-иностранцев. Серьезных людей сращивание этих двух слов совершенно не интересует. Если бы на самом деле было бы так, первым энергетическим супергосударством была бы Саудовская Аравия. Но ведь это не так, не правда ли? Супергосударство - это такое государство, которое создало и несет миру некоторую цивилизацию, а не только нефть и газ, перекачиваемые по ту сторону своих границ по трубам.
И, наконец, каково Ваше мнение о будущем союзе России и Белоруссии?
Кремль прекрасно видит, что основной противник этого - А.Лукашенко. Нынешняя элита моей страны презирает этого политика и не терпит его. Поэтому этой зимой российская элита придушит белорусского президента. Понятно, в переносном смысле - европейскими на тот момент ценами на газ и нефть. На Запад этот политик мосты уже сжег (давление с той стороны на белорусскую власть все больше усиливается), так что свободы маневра у него уже не осталось никакой: или Россия перенимает (для начала) под свой контроль находящуюся в Белоруссии нефтяную и газовую инфрастуктуру (и, прежде всего, - предприятие 'Белтранснефть'), или это государство должно будет платить за упомянутое сырье по европейским ценам. А это для Белоруссии с ее командно-административной системой управления будет неподъемной ношей. Так что этой зимой в Белоруссии будет наверняка 'жарко'.
__________________________________________________________
Лилия Шевцова: Россия хочет сдерживать влияние Запада ("Час", Латвия)