Россия по-прежнему выступает за избрание Генсеком ООН представителя азиатских стран, заявил в Нью-Йорке на сессии Генеральной Ассамблеи ООН глава МИДа России Сергей Лавров. А директор Института политических исследований РФ Сергей Марков в интервью Телеграфу сказал прямо: "У госпожи Вике-Фрейберги вообще нет шансов". Не поддерживает кандидатуру Вике-Фрейберги и финский президент Тарья Халонен. А вот латвийские политологи все еще продолжают питать надежды.
На фоне недвусмысленного заявления Лаврова постоянные напоминания латвийского МИДа о своих усилиях, направленных на обеспечение поддержки Вайры Вике-Фрейберги, выглядят скорее как попытка сделать хорошую мину при плохой игре. Россия обладает правом вето в Совете Безопасности ООН, а эта штука посильнее "Фауста" Гете. В числе скептиков и отличающийся остротой суждений и высказывающий неофициально кремлевскую позицию Сергей Марков. "Американцы на правах мировых лидеров не заинтересованы в соблюдении всяких условностей, ограничивающих их действия, в том числе и требования ротации по континентальному признаку. Им хотелось бы, чтобы Генеральный секретарь ООН был более антирусски настроен и лоялен к США, потому что по роду своей деятельности генсек чаще вынужден критиковать именно Штаты, пренебрегающие всеобщими интересами", - сказал он Телеграфу.
На вопрос, насколько сильно лобби США и есть ли у президента Латвии возможность стать главой ООН, он ответил жестко: "У нее нет никаких шансов, потому что Латвия позиционировала себя врагом одного из постоянных членов Совета Безопасности, а именно России. И даже если США будут поддерживать Вайру Вике-Фрейбергу, то есть еще две страны из пяти (кроме России), также имеющих право вето - это Китай и Франция, которые независимы от США и блокируют ее кандидатуру".
Антироссийская настроенность Латвии, на взгляд Маркова, главная преграда для Вике-Фрейберги. "Я понимаю, для чего осуществлялось позиционирование Латвии как врага России - без этого вашей политической элите не удастся сохранить в общеевропейской критике свою политическую систему. Потому что ЕС потребовал бы дать русскоязычным негражданам равные с гражданами права. А если бы такое произошло, то многие ультранационалисты остались бы без мест", - говорит он.
Но есть и вторая причина: Генассамблея ООН никогда не проголосует за генсека, лоббируемого США. "А президент Латвии в свое время была гражданкой Канады и является одним из рекламных сателлитов США", - уверен Сергей Марков. Ротацию регионов он считает лишь третьей по значимости преградой к вожделенному посту. "Сейчас не время Европы, а время Азии", - говорит он.
В потепление российско-латвийских отношений Марков тоже не верит. "Вы не представляете себе степень ненависти к латвийской политической элите в России. Мы вас рассматриваем как проповедников фашизма, и никто здесь, поверьте, не считает Латвию демократической страной. То, что будут подписаны двусторонние соглашения, еще не говорит о дружественном тоне. Это налаживание рациональных отношений. Ведь есть же у нас какие-то отношения и с диктаторским режимом Ирана, но никто же не считает это государство демократическим", - резюмирует политолог.
Вчера же стало известно, что и Финляндия, несмотря на хорошие отношения с Латвией, не поддерживает кандидатуру Вике-Фрейберги. Такое заявление сделала президент страны Тарья Халонен на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Об этом сообщает сайт финской газеты Helsingin Sanomat. Халонен тоже считает, что ООН должен возглавить представитель Азии.
Отряд же оптимистов, похоже, ограничивается исключительно латвийскими политологами. Так, Ивар Инданс считает, что шансы Вике-Фрейберги занять должность Генсека ООН после ее официального выдвижения на этот пост не увеличились, но и не уменьшились. Насколько они велики, зависит от происходящего в кулуарах, а кульминация борьбы за пост Генерального секретаря ООН еще впереди. С ним солидарна и Жанета Озолиня, которая убеждена, что сейчас еще рано оценивать шансы президента занять эту должность. "Я оцениваю шансы как пятьдесят на пятьдесят. Мы сможем об этом судить после появления предварительных результатов в четверг, 28 сентября, после неофициального голосования в Совете Безопасности ООН".