Если в путинском Кремле и существует единая задающая тон политика, то это политика целенаправленного восстановления утраченного Россией статуса сверхдержавы. На этот раз используются не военные, а экономические и дипломатические методы. Тем не менее (как, впрочем, и следовало ожидать от лидера, поднявшегося на государственные вершины власти через КГБ и советскую коммунистическую систему), реализация этой политики носит грубый и бескомпромиссный характер.
Приостановка многомиллиардного в долларовом исчислении нефтегазового проекта "Сахалин-2", который реализует международный консорциум во главе с компанией Shell, это последний и наиболее поразительный шаг в рамках данной кампании. Ему предшествовало временное прекращение подачи газа на Украину зимой прошлого года, что отразилось и на поставках в Западную Европу. Российские власти утверждают, что пошли на такие меры в отношении проекта стоимостью 20 миллиардов долларов исключительно из экологических соображений. Однако источники из этой отрасли делают предположение о том, что экологические возражения магическим образом исчезнут, если государственная компания "Газпром" получит большую долю в проекте, не вкладывая в него значительных средств. Стоимость его с начала реализации и без того практически удвоилась.
Европейские и японские инвесторы выразили активный протест, и сегодня возникают опасения по поводу других многонациональных проектов, относящихся не только к нефти и газу. Международное инвестиционное сообщество, все еще не оправившееся от отказа России десять лет назад платить по своим долгам, предупреждает, что этот последний шаг может оказать серьезное влияние на будущие инвестиционные потоки. Несомненно, Кремль принял это к сведению. Вначале иностранные нефтяные компании полагали, что наряду с капиталом они смогут привозить в страну новейшие технические знания. Однако на самом деле, благодаря частичному отказу от практики закрытых дверей, Россия сегодня может легко приобретать такие профессиональные знания на свободном рынке. Страна переполнена нефтедолларами, и может себе позволить использовать проекты к собственной выгоде, приобретая для их реализации любую необходимую технику и технологию.
Для многих россиян восстановление прав государства на владение собственными природными ресурсами наверняка является поводом для гордости. Но в такой обстановке можно надеяться, что Кремль будет проявлять свою возрожденную силу и твердость не только у себя дома, но и на международном дипломатическом фронте, заново подключившись к процессу ближневосточного урегулирования. После того, как Египет в 1972 году изгнал российских советников, влияние и интерес Москвы к этому региону постепенно угасал, и на этом поле все активнее начали действовать Соединенные Штаты Америки. Сегодня хаотичные результаты господства плохо информированного Вашингтона в данном регионе совершенно ясны для всех и каждого. Президент Владимир Путин так же жестко продвигает российские интересы внутри страны, как Вашингтон преследует свои амбиции на международной арене. Но чтобы эффективно влиять на ближневосточные события, Москве потребуется проводить более тонкую, основанную на хорошей информированности политику, которая не ограничивалась бы воздержанием при голосовании в Совете Безопасности, как поступила Россия при решении вопроса о направлении миротворцев ООН в Судан. Один из способов добиться успеха в регионе заключается в достойном урегулировании конфликта в Чечне, который испортил международную репутацию Москвы. Другой способ - гораздо более активное участие в работе "квартета", который должен выступать в роли посредника для поиска путей справедливого и прочного урегулирования проблемы агонизирующей Палестины.