В Швеции парламентские выборы недавно выиграл Альянс правого центра, который рано или поздно должен будет заявить о своей позиции в отношении соединяющего Россию и Германию газопровода, что планируется проложить по дну Балтийского моря. Неодобрение газопровода было одним из самых главных лозунгов избирательной компании. О том, что газопровод представляет угрозу для Швеции, заговорили даже представители Социал-демократической партии, однако находившейся 12 лет у власти партии это не помогло выиграть выборы.
Хотя прокладка газопровода еще не началась, газ, который пойдет по нему, уже включен в энергетический баланс Европы. Независимо от того, будут ли новые власти Швеции серьезно сопротивляться прокладке газопровода или нет, последние политические и экономические шаги России показывают, что эта страна не только хватает Европу за лацканы, но и может бросить ее на ковер, применив какой-нибудь неожиданный борцовский прием. Давление России ныне не ограничивается одной энергетикой, хотя и газовая, и нефтяная карта - решающая.
Гражданам Литвы, где не утихают страсти из-за 'Мажейкю нафты', не трудно понять сумятицу, которая поднялась в Европе после того, как один из российских государственных банков приобрел, по меньшей мере, 5% акций аэрокосмического концерна EADS, заявив, что не остановится на этом и будет стремиться к получению такого пакета акций, который позволил бы блокировать решения (контрольный пакет EADS принадлежит Германии и Франции). После того, как руководство EADS сделало жесткое заявление, что не поддерживает агрессивные планы русских по приобретению, со стороны российского 'Аэрофлота' послышались угрозы, что он может отказаться от самолетов 'Airbus', производство которых контролирует EADS. Некоторое перемирие по этому вопросу между Россией, Германией и Францией было достигнуто, когда президент России Владимир Путин общался с канцлером Германии и президентом Франции. Господин из Кремля успокоил, что, стремясь к акциям EADS, Россия не будет агрессивной.
Кроме того, г-н Путин пообещал Германии увеличить магарыч, который можно будет 'взять' сразу же после того, как будет проложен Балтийский газопровод. Российский президент пообещал, что газ с находящегося в море так называемого Штокмановского месторождения будет направлен в Европу. Таким образом, Германия в ближайшие 50 лет может надеяться на не менее чем 25 млрд. кубометров газа дополнительно каждый год. А ведь в качестве потребителя газа упомянутого месторождения в начале году упоминались США: планировалось сжижение топлива и его перевозка танкерами в Америку.
Последствием дележа всех этих магарычей является то, что Россия будет стремиться к тому (и, скорее всего, добьется своего), чтобы в отношении нее были бы изменены некоторые пункты Европейской энергетической хартии. Ее Россия подписала, но не ратифицировала. Например, российский газовый монополист компания 'Газпром' хотела бы, чтобы ей было бы позволено на льготных условиях поставлять газ конкретным потребителям ЕС и не участвовать в аукционах на квоты по розничным поставкам газа. Другая цель России - выкрутиться из сферы регулирования Европейской Комиссии. 'Газпром' стремится сотрудничать с Европой не как с общим экономическим пространством, а договариваться с каждой страной отдельно. Таким образом, Россия хочет добиться, чтобы после того, как с середины 2007-го года европейский газовый рынок будет либерализован, долгосрочный договор 'Газпрома' не был пересмотрен. Кое-кто считает, что такие замыслы России могут получить одобрение в Германии и Франции, крупнейшие энергетические компании которых отнюдь не удовлетворены приближающейся либерализацией. В связи с этим стоит вспомнить, что Литва тоже не спешит либерализовать свою энергетику, как того требуют ее обязательства перед ЕС.
Как бы ни пыталась Россия успешно представлять себя в качестве 'энергетического супергосударства', заявления ее же собственных высокопоставленных должностных лиц заставляют подозревать, что это колосс на глиняных ногах - точнее, с поржавевшими трубами и проводами. Например, появились прогнозы о нехватке газа в самой России, предсказывается, что этой зимой отнюдь не все промышленные клиенты получат электричество.
Однако крупнейших европейских клиентов в первую очередь заботят собственные дела. Поэтому тем, кто все еще серьезно надеется заблокировать прокладку газопровода по дну Балтийского моря, придется найти очень серьезные аргументы.