События последней недели вокруг ареста российских военных в Грузии имеют поистине историческое значение. Достигнутая благодаря занятой Кремлем жесткой и бескомпромиссной позиции внешнеполитическая победа по-настоящему вернула стране статус сверхдержавы. Четкие и продуманные действия руководства России показали миру реальные возможности Кремля.
В этот раз слишком многое было впервые. Впервые после 1985 года в голосе министра иностранных дел России зазвучали некогда свойственные отечественной дипломатии стальные ноты. Сергей Лавров спокойно и уверенно заявил, что Москва освободит своих граждан любыми доступными средствами. Впервые за долгие годы глава российского государства в категоричной форме потребовал от Соединенных Штатов невмешательства в конфликт. И что самое главное - впервые Вашингтон уступил требованиям Кремля.
На кону стояло слишком многое. Президент Грузии, предчувствуя агонию своего режима, решил сыграть ва-банк. Его молчаливо поддерживали США, многие представители которых были не прочь, чтобы Саакашвили существенно пошатнул авторитет России в мире. Но этого не получилось.
Президент Грузии просчитался в одном - Россия вышла из состояния ельцинского 'безвременья' и за последние годы сумела восстановить не только свою финансово-экономическую систему, но и в целом достаточно эффективно работающий государственный аппарат. События последней недели всего лишь показали происходящую трансформацию стабильного экономического роста во внешнеполитическое влияние Кремля.
Успешное урегулирование Москвой 'грузинского' кризиса уже оказывает существенное воздействие на правящие круги и общественное мнение государств СНГ и Восточной Европы.
Вспоминается выступление З.Бжезинского по советскому телевидению в конце 1991 года. Он в течение часа аргументированно рассуждал, почему история России как сверхдержавы подошла к концу. Но в завершении передачи именитый американский советолог задумчиво добавил: 'Знаете, все, что я сказал, - это правда. Но я как человек, специализирующийся по России, должен добавить - эта страна несколько раз в своей истории уже попадала в положение, сравнимое с нынешним. И каждый раз неким необъяснимым образом возрождалась'. Так что все в жизни возвращается на круги своя.