Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эдуард Шеварднадзе: 'Больше всего меня пугает выступление министра обороны России Иванова'

А как нас защитит Америка, объявит войну России?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Больше всего меня пугает выступление министра обороны России Иванова, который заявил, что Россия защитит интересы своих граждан. В Абхазии почти все - граждане России, так же как и в Цхинвали. Если что-то осложнится, кто помешает России осуществить свои цели?! Возобновление войны будет несчастьем. А как нас защитит Америка, объявит войну России? Может направить ей ноту протеста, но дело в том, что и сама Америка не располагает другими рычагами воздействия на Россию, кроме войны. А то, что Америка не начнет войну, - факт

По мнению экс-президента, оппозиция в Грузии очень слаба, и шанса победить на выборах у нее нет

'Могут встретиться делегации России и Грузии и подготовить встречу президентов. Делегации должны быть укомплектованы известными людьми, в каждой из них, скажем, должен быть один ученый, дипломат, министр иностранных дел и еще несколько человек. От этого не откажется и Россия', - заявляет в интервью с 'Джорджиан таймс' экс-президент Эдуард Шеварднадзе и советует Михаилу Саакашвили встретиться с Путиным.

'Джорджиан таймс': К чему может привести нынешнее напряженное противостояние между Россией и Грузией?

Эдуард Шеварднадзе:Если вовремя не урегулировать это недоразумение и не разрядить напряженность, то могут последовать еще большие осложнения в отношениях. Русские ограничили выдачу виз, блокированы и пути сообщения, и это серьезная проблема, но можно ожидать и худшего.

- Что вы имеете в виду?

- Выселение проживающих в Москве грузин. В России живет почти миллион грузин, и если она пойдет на такой шаг, это вызовет очень тяжелые для Грузии последствия. Грузины оттуда содержат семьи, а если их выдворят, представьте, как осложнится у нас социальный фон.

Сергей Лавров - хорошая личность, в свое время он работал в ООН и даже тогда, когда правительство его страны было против, он во многом поддерживал нас. С одной стороны, Лавров, а с другой - грузинская делегация должны встретиться и договориться, когда будет организована встреча президентов.

Отсюда наша делегация должна повезти согласие президента Грузии направиться, когда решит Путин, в Москву или в какое-либо другое место для встречи с главой российского государства. Ничто, кроме диалога, не урегулирует эти вопросы.

- Будут ли, скажем, Америка или Запад гарантом того, чтобы отношения между Россией и Грузией не переросли в военное положение?. . .

- В таком случае следует меньше надеяться на вмешательство Америки. Она может предпринять какие-то меры, переговорить с послом или министром и посоветовать, чтобы отношения с Грузией были урегулированы. Но это для России немногое значит.

Больше всего меня пугает выступление министра обороны России Иванова, который заявил, что Россия защитит интересы своих граждан.

В Абхазии почти все - граждане России, так же как и в Цхинвали. Если что-то осложнится, кто помешает России осуществить свои цели?! Возобновление войны будет несчастьем. А как нас защитит Америка, объявит войну России?

Может направить ей ноту протеста, но дело в том, что и сама Америка не располагает другими рычагами воздействия на Россию, кроме войны. А то, что Америка не начнет войну, - факт. Между прочим, следует учитывать и то, что сегодняшняя Россия уже не та, какой была в предыдущие годы. Она очень усилилась, и по своей мощи считается почти противовесом Америке.

- По вашему мнению, в случае какой-либо провокации, Россия начнет войну в Абхазии и Самачабло?

- Иванов прекрасно знает, что российским гражданам на территории самой России никакая опасность не угрожает: что, Грузия нападет на Россию?! Значит, речь идет о гражданах России в Абхазии и Самачабло. Это самое опасное, поэтому нельзя допустить каких-либо осложнений.

Наши ведь говорят, что первого января будем, мол, в Цхинвали. А если не сумеют, получится, что не сдержали слово. Тогда какая цена будет их словам? Но вхождение в Цхинвали означает начало войны, и если дело дойдет до этого, поражение неизбежно, поэтому надо найти выход. Несмотря на то, что русские так омерзительно вели себя в Абхазии, между мной и Путиным отношения всегда были нормальными.

- Интересно ваше мнение о задержании русских агентов. . .

- Если есть обличающие их факты, тогда теоретически с этим не поспоришь, но когда заполучишь шпиона другого государства, этим надо воспользоваться и получить дополнительную информацию о той стране. Или, возможно, в России тоже был арестован наш шпион, и можно было подумать об обмене. Чаще всего это делается именно так. Само по себе задержание шпионов - хорошее дело, но можно было сделать это более выигрышным для государства. Если бы это не так разгласили, Россия была бы вынуждена пойти на какие-то уступки нам.

- Теперь о другой теме. На выборы намерены пойти?

- Обязательно. Это мой гражданский долг. Правда, я был зарегистрирован в двух местах, но этим не воспользуюсь (смеется). Всегда голосовал в Крцанинском районе и сейчас поступлю так же.

- Хотим спросить вас о Бадри Патаркацишвили. Если б он стал лидером объединенной оппозиции, был бы у него реальный шанс стать мэром Тбилиси?

- Объединение оппозиции было маловероятным, но у Бадри Патаркацишвили и без объединения оппозиции был реальный шанс победить. Денег у него немало, а в Грузии, во время выборов, многое решают деньги. У Бадри есть и большое влияние, многим он помогает, и если бы Патаркацишвили решил участвовать в выборах, народ отдал бы за него голоса. Я так думаю.

- Кроме правящей партии, у кого еще есть шанс попасть в Сакребуло (местное собрание - ред.)?

- Ни одна из оппозиционных партий не сможет победить. Этого бы не случилось даже в случае их объединения, так как нынешняя оппозиция очень слаба. А приход в Сакребуло одного-двух оппозиционеров ничего не значит.

- Выходит, что мэром Тбилиси снова будет Гиги Угулава. . .

- Возможно.

- Оппозиция, хотя бы те же лейбористы, по сегодняшний день заявляют, что в Грузии не произошло никакой революции, и нынешнему руководству власть передали вы. Исходя из этого, наверное, вы проголосуете за Гиги Угулава. . .

- У Шалвы Нателашвили (лидер лейбористов - ред.) есть хорошее достоинство, он никого не стесняется. Как вы сказали, он и сейчас говорит: 'Шеварднадзе и они'. . . Но моя отставка не была ровной. . .

- Опять спрошу о выборах. Помешал ли оппозиции полноценно провести предвыборную агитацию тот факт, что срок проведения выборов был перенесен на 2 месяца вперед?

- Не могу сказать, что вся причина в этом, но она - одна из них . Иногда даже одной недели достаточно, чтобы народ сплотился и согласился по целому ряду вопросов. Не было необходимости переносить дату проведения выборов. Какое значение имело для правительства, сейчас они их проведут или в декабре? Правящая партия победила бы и в декабре, но оппозиция в этом случае могла получить гораздо больше голосов. Как я уже сказал, сегодня оппозиция очень слаба, а в период моего президентства была довольно сильной. Правда, единства им и тогда не хватало, но когда собирались вместе, представляли реальную силу. Сильными-то были, но не настолько.

- Почему же, ведь ваша оппозиция устроила революцию, сменила президента. . .

- Не было это никакой революцией. Если б я пошел на кровопролитие, ничего бы они не добились. Мои дела ухудшились тогда, когда я потерял Нугзара Саджая и его аппарат. Т.е. моего основного информатора о том, что происходило в силовых структурах. Он мне обычно сообщал и том, какой настрой вообще был в народе. Это тоже специально устроили (имеется в виду самоубийство Саджая - ред.)

- Кого вы имеете в виду, кто устроил? Не те ли силы, которые планировали прийти во власть?

- Не могу сказать, но те, кто довел Нугзара до такого состояния, знали, что они должны, во что бы то ни стало, удалить от меня Саджая. Еще раз повторяю, больше всего я доверял Нугзару, и эти силы прекрасно об этом знали.

- Коба Нарчемашвили и Валерий Хабурдзания не подавали вам информацию?

- Нарчемашвили (бывший министр внутренних дел - ред.) был новый кадр и не смог основательно разобраться в обстановке. А вообще-то, думаю, был надежным человеком, но не успел до конца разобраться в этой системе и противостоять той силе. О Хабурдзания (бывший шеф госбезопасности - ред.) ничего не могу сказать.

- Поговаривают, что если бы Каха Таргамадзе был министром внутренних дел, революция не произошла бы.

- Согласен, если бы Каха был министром, возможно, этого бы не произошло. Каха был очень умным и сильным министром.

- Выходит, что подготовка к революции началась довольно рано?

- Не так уж рано.

__________________________________________________

Давайте будем реалистами ("The International Herald Tribune", США)

Почему российско-грузинская ссора может стать головной болью для США ("Time", США)