Период, прошедший после революции, ясно показал, что большинство граждан Грузии не очень активничают в защиту свободы СМИ и в целом - демократии, так как в грузинском обществе на эти ценности нет реального спроса: свобода СМИ была виртуальной реальностью, созданной многолетними большими усилиями ныне покойного Зураба Жвания. То же самое можно сказать и о праве человека на жизнь: нашумевшие убийства не стали причиной массового недовольства, поскольку народ воспринимает их как исключение, а не как общественную угрозу.
На фоне проводимого властью массированного информационного штурма, альтернативной политической власти действительно трудно добиться реального успеха, хотя не невозможно. Например, социальные проблемы по-прежнему остаются той темой, которой хорошо организованная политическая сила, при соответствующей информационной политике, может заинтересовать широкие слои населения.
А вообще, что же необходимо для изменения ситуации?! В первую очередь, появление на политическом или общественном пространстве альтернативной организующей силы, с которой население свяжет свои надежды: - нейтрализацию страха в обществе в отношении власти; возврат в народе веры в собственные возможности, т.е. в то, что его протест снова имеет силу и приносит результат; разрыв единого информационного пространства, разработка и осуществление альтернативной информационной политики.
Сегодня, фактически, общество стоит перед неравной альтернативой - 'действие' и 'слово'. Власть выигрывает тем, что она - единственная на сегодняшний день политическая сила, которая создает иллюзию действия, постоянно действует, постоянно находится в процессе 'создания плода'.
'Делу' власти оппозиция противопоставляет 'голое слово'. Власть сумела успешно создать два полюса - 'дело' и 'слово', 'продуктивный' и 'непродуктивный' - выбор общества тоже соответствующий. Ну а те, кому предложенный властью 'плод' не нравится, но пока другую альтернативу ему не предлагают, находится в процессе ожидания.
Отсюда вывод: - необходим центр, альтернативный именно 'продуктивному' действию. Это, со своей стороны, предусматривает, что тот, кто попытается создать такой альтернативный полюс, обязательно перенесет игру с поля власти в другую плоскость, т.е. должен создать собственную площадь со своими условиями игры, где борьба будет трудной для всех.
И еще один обязательный компонент - в психологии грузинского общества прочно сидит потребность в 'хозяине', который решит все его проблемы. Информационная стратегия власти, всесторонне успешная для нее, все же имеет определенные недостатки, и один из главных среди них, что власть сама делит общество на два полюса - тех, кто с ней и признает ее успехи и всех остальных - своих врагов.
Исходя из этого, естественно, что она, власть, является 'хозяином' только той части общества, которая является ее сторонником, а вторую часть, которая тоже нуждается в 'хозяине', сама же толкает к поискам альтернативного 'хозяина'. Очевидно, что тот, кто сможет удовлетворить потребность оставшейся без 'хозяина' большой части общества, фактически, сумеет создать себе успешное будущее в грузинской политике.
В современном грузинском общественно-политическом пространстве (ввиду предвыборного периода, мы сознательно не касаемся в этом анализе сегодняшней оппозиции) потенциалом создания альтернативного образа 'хозяина', как и силы/полюса, альтернативного 'действию', обладают две фигуры - Бадри Патаркацишвили или/и Ираклий Окруашвили (в случае его ухода из власти).
Следует отметить и то, что не меньше, чем утверждение имиджа 'хозяина' на внутриполитическом пространстве, необходимо и важно обрести поддержку и на внешнеполитической арене.
Политика создания образа альтернативного 'хозяина' обязательно предусматривает разработку и реализацию политики позитивных действий, что предусматривает стратегию, которая должна строиться не только на критике власти, но и на предложении обществу именно 'продуктивных действий'.
Хотя параллельно не менее важно, взамен созданного властью виртуального образа 'всеобщего счастья', предложить обществу альтернативную информационную реальность.
Частью же альтернативной информационной реальности могут быть: а) создание новых образов, т.е. подготовка новых 'лидеров мысли', например, экспертов, которые посредством СМИ сформируют общественное мнение. Сегодня эту нишу занимают всего несколько персон. Авторитет у некоторых из них спорный, хотя определенное воздействие на общественную мысль они все-таки могут оказывать. Посредством таких экспертов станет возможным посыл обществу как внутри страны, так и за ее пределами, объективных сведений.
б) Подготовить и предложить для регионов с компактно населенными этническими меньшинствами новых лидеров с целью мобилизации социума этих регионов.
в) Развернуть профсоюзное движение и найти социальных лидеров микрогрупп. Этот эффективный путь защиты социальных интересов населения, фактически, по сей день остается в Грузии неосвоенным. Сегодня во всех слоях общества - реальный дефицит авторитетов. Между тем предстоит разработать действенные механизмы защиты прав самих социальных групп с многочисленными интересами (например, тех же занятых на ярмарках многих граждан) даже путем создания движений профсоюзного типа, которые будут заботиться о создании и лоббировании гарантий их социальной защиты.
Необходимость альтернативного 'хозяина' особенно остро чувствуется в регионах, где целым букетом сосредоточены бытовые, социальные, экономические, экологические или медицинские проблемы.
Для наглядности приведем один пример:- Гурия и Самегрело в этом году из-за проблемы американской бабочки реально стояли перед опасностью экологической катастрофы. Проблема эта затронула тысячи семей - в нескольких районах обоих регионов эта бабочка фактически уничтожила весь зеленый покров и урожай. Непригодна и питьевая вода. До того, как проблема могла быть локализована, местная власть ничего не предприняла, а теперь она с ней уже не справляется. При наличии в этих регионах хорошо организованной силы легко можно было бы объединить значительнейшую часть населения вокруг этой проблемы, что существенно облегчило бы ее решение, но 'хозяин' не появился
Таких проблем в регионе очень много. Например, на фоне проблемы сдачи фундука, цитрусов или винограда можно легко, по регионам, отыскать в этих социальных группах активных людей. Создать оргкомитеты условно сборщиков фундука, цитрусоводов, виноградарей и на этой основе - своего рода тематический, подобный профсоюзам сегмент, который, с одной стороны, сумеет успешно защищать свои права, социальные или экономические интересы, а, с другой, - станет огромным ресурсом для любой политической силы.
На внутриполитической арене, кроме 'продуктивности', потенциальный 'хозяин' должен суметь убедить Запад, в частности, американцев в том, что для управления Грузией и осуществления интересов США авторитарный режим в стране не является наилучшей формой. Это будет довольно сложным и трудоемким процессом, так как сегодняшняя реальность Грузии убеждает американцев как раз в обратном.
Так что и ареал, и ожидание новых активистов или нового 'хозяина' в Грузии действительно есть. Главное, кто, когда и как захочет заполнить эту нишу.
Хатуна Лагазидзе - политический эксперт