Страна Владимира Путина встрепенулась. Германия, ее основной торговый партнер, сокращает объем своих инвестиций. Пора бить тревогу: неужели доверие инвесторов падает? Ведь Москва зависит от иностранных инвестиций, особенно от немецких.
Российский президент очень серьезно к этому относится. По крайней мере, он ведет себя так, как если бы снижение притока немецких инвестиций грозило стране катастрофой. Чтобы успокоить своих партнеров он все чаще прибегает к жестким мерам, пытаясь сохранить их доверие. Но на самом деле все не так гладко.
Вот первый акт этой пьесы: Кремль решил навести порядок в российской финансовой системе. По его приказу Центробанк отбирает лицензии у сомнительных банков. Москва полна решимости обеспечить инвесторам юридическую безопасность. Но в то же время, слишком много людей из 'ближнего круга' получили ключевые посты на стратегических предприятиях. Одна рука Путина дает, другая - отбирает.
Второй акт: Россия использует любую возможность, чтобы показать, что ей очень близки идеи 'зеленых'. Сейчас разворачивается беспрецедентная силовая операция против иностранных нефтяных компаний, обвиняемых в несоблюдении экологических норм. На самом деле, Москву не очень-то беспокоит вся эта экология. Кремль стремится восстановить контроль над энергетическими ресурсами.
И так в каждом российском реформаторском порыве - есть и обнадеживающие моменты, и весьма тревожные. Так возможны ли реформы в России? Смешение авторитаризма, политической хитрости и рыночной экономики имеет порочные последствия. Правосудие сегодня действует по указке Кремля, СМИ - под контролем, социальной политики практически нет. У России, несомненно, есть право диктовать свои условия, но она дискредитирует себя двойными стандартами, которые могут лишь оттолкнуть ее партнеров.
Большая пропасть пролегла между надеждами последних и авторитарной политикой Москвы. Как будто для нее авторитаризм и желание восстановить величие России являются гарантией модернизации страны. Весьма показательно и то, что Россия в последнее время значительно увеличила экспорт своих вооружений, впервые после распада СССР обойдя США по объему продаж.
Такое военное соперничество воскрешает в памяти атмосферу холодной войны. А также напоминает о том, что Россия во что бы то ни стало хочет доказать, что с ней нужно считаться. Даже если реформы не удались.