Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Этот голос, раздражавший Кремль

Мы, скорее всего, никогда так и не узнаем, кто убил Анну Политковскую

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На самом деле мы, скорее всего, никогда так и не узнаем, кто убил Анну Политковскую, точно так же, как навеки останется неизвестным, кто в прошлом месяце убил зампреда Центробанка. Россия 'демократического авторитаризма' - страна, где легко спускаются курки, где возможны любые провокации, как внутри страны, так и извне

Если допустить неприятный ход мыслей, можно сказать, что на свой 54-й день рождения Путин получил вчера два очень разных подарка - демонстрация поддержки в Грозном, столице Чечни, и убийство Анны Политковской, оппозиционной журналистки, известной своим редким мужеством и критиковавшей Кремль как раз по поводу чеченской войны.

На самом деле мы, скорее всего, никогда так и не узнаем, кто убил Анну Политковскую, точно так же, как навеки останется неизвестным, кто в прошлом месяце убил зампреда Центробанка. Россия 'демократического авторитаризма' - страна, где легко спускаются курки, где возможны любые провокации, как внутри страны, так и извне (неужели Путин настолько глуп, чтобы приказать ликвидировать прославленного противника на глазах у всего мира?), но в любом случае невозможно не задаться вопросом, кому было в наибольшей степени выгодно навсегда заткнуть рот самому нелицеприятному и неудобному голосу в Москве. И, если признать очевидное, неизбежный ответ будет - Кремлю.

Кремлю, чью сущность Анна Политковская вскрывала в своих статьях и книгах (последняя - 'Путинская Россия' - стала международным бестселлером), Кремлю, на который она неустанно нападала за зверства военных и ошибки политиков в ходе чеченской войны, который был обвинен в потворстве повсеместно распространившейся клановой системе, в чиновничьей коррупции, в зависимости судебных структур от центральной власти.

Путинская Россия, описанная Политковской, - все что угодно, только не действующая демократия, и некоторая ностальгия по отношению к ельцинской эпохе, несомненно, не помогла усмирить раздражение президентского окружения. Возможно, именно поэтому в 2004 году говорили о попытке отравления. Именно поэтому, возможно, Политковскую изрешетили пулями в лифте.

Но, когда речь идет о России, питать обоснованные подозрения и воздавать должное мужеству и выдержке убитой журналистки недостаточно. Помимо путинских противоречий, надо говорить о наших.

Кремль погружен в опасное противоборство с бывшей советской республикой Грузия, которая теперь хочет вступить в НАТО, и которая получила от НАТО уже не одно обещание - точно так же, как и Украина, прежде чем прорусская партия заставила пересмотреть итоги киевской 'оранжевой революции'. Путин против независимого статуса Косово и не исключает возможность использовать прецедент, который таким образом создастся, в тех грузинских анклавах, которые ориентируются на Москву.

России не нравится, что в Польше собираются создавать американский 'противоракетный щит'. Москва желает утвердить свой энергетический национализм, и поэтому предъявляет компании Shell не слишком убедительные экологические обвинения в связи с проектом 'Сахалин-2', а российские интересы British Petroleum подставляет под изнурительный контрастный душ. А ведь есть еще свобода информации, одной из последних защитниц которой была Анна Политковская, есть права человека, соблюдение которых настолько сомнительно, что представитель ООН Манфред Новак решил не посещать Чечню, поскольку поговорить откровенно и наедине с заключенными не представлялось возможным. Да и вся властная система эволюционирует в такую сторону, которая никак не соответствует нашим ценностям, пусть даже Путин продолжает пользоваться поддержкой своего народа.

Значит ли это, что Западу настала пора высказаться? Минуточку. Россия играет ключевую роль в противостоянии с Ираном, она обладает голосом в том самом Совете Безопасности ООН, который - как надеются в США - сейчас продвигается к введению санкций против Тегерана. Кроме того, Россия - энергетическая сверхдержава, обеспечивающая Европе более четверти жизненно важных поставок. Тогда что же следует делать - поссориться с Путиным или укрепить уже существующие соглашения с ним? Говорить с ним о правах человека или умолять его не трогать западные инвестиции в Россию и подписать новые гарантии увеличения поставок газа и нефти?

Эти радикальные противоречия и создали почву для существующего уже некоторое время на Западе невроза в отношении России. Проблема - уже озвученная германскими политиками, но существующая во всех европейских столицах (по крайней мере, она должна там существовать) - состоит в том, чтобы трансформировать невроз в политику. К примеру, стараться не провоцировать Россию дальнейшими расширениями НАТО вблизи ее границ и в регионах, в которых Москва сильно заинтересована. Вести себя осмотрительно и требовать в ответ соответствующей компенсации. Ни в коем случае не отказываться от наших ценностей, в открытую защищать общественные свободы и права человека, отличая при этом подозрения от фактов, в которых мы уверены.

Определиться с политикой, которую следует проводить по отношению к российскому энергетическому ларцу, - необходимость, которую далее нельзя откладывать. Италии тоже следует пройти эти испытания как можно быстрее, не забывая о журналистке, застреленной в лифте.

__________________________________________________________

Воздать должное - Анне Политковской* ("The Guardian", Великобритания)

Смерть женщины, стыдившей Москву ("The Times", Великобритания)