Кэнити Ито
Политолог, возглавляет Японский международный форум (неправительственная организация, объединяющая экспертов по проблематике международных отношений). Занимал пост первого секретаря посольства Японии в США. Возглавлял отдел Юго-Восточной Азии Департамента Азии МИД Японии. Участвовал в учреждении Японского международного форума. Профессор университета Аояма Гакуин. Один из ведущих экспертов Японии по проблемам Восточной Азии.
29 сентября газета Sankei опубликовала статью К.Ито об отношениях с Россией. Автор призывает японское руководство уделить внимание политике в отношении Москвы, которая до этих пор была неудачной.
Автор считает, что после распада Советского Союза в Токио поверили в российскую демократию и стали вести переговоры с Москвой, полагая, что последняя руководствуется принципами справедливости и законности. Этот этап завершился эйфорией встречи без галстуков в Красноярске в 1997 году, когда лидеры обеих стран призвали к решению проблемы мирного договора до 2000 года. Но после этого российская сторона стала уделять мало внимания вопросу мирного договора и 'северных территорий'. Сейчас же, когда российский лидер заявляет об отсутствии территориальной проблемы, Россия, по мнению автора, вернулась к точке зрения советского руководства. В связи с недавним инцидентом в районе Южных Курил, в результате которого погиб один и задержано (по терминологии автора - 'насильно захвачено') трое граждан Японии, а также ситуацией вокруг реализации проекта 'Сахалин-2', проблема отношений с Россией приобретает особое значение.
К.Ито подчеркивает, что при выстраивании отношений с Россией надо понимать, что в этой стране все определяется правом силы (так же как в США - правом закона, в Китае - правом личности, а в Японии - правом консенсуса, уточняет автор). Это было свойственно и политической культуре Советского Союза, и Российской империи. Президент РФ возрождает эту традицию, потому что в противном случае его политической карьере придет конец, считает К.Ито.
Автор говорит о необходимости того, чтобы это было учтено новым премьер-министром Японии, особенно сейчас, когда некоторые представители японской стороны делают 'опасные' заявления о том, что территориальная проблема не должна создавать препятствий для развития экономического сотрудничества России и Японии. Как отмечает К.Ито, россияне уважают лишь силу, и именно это обстоятельство должно стать ключевым принципом формирования политики нового руководства Японии в отношении российского государства.
Хироси Фудзивара
Региональный общественный и политический деятель. С 1998 г. по 28 сентября 2006 г. занимал пост мэра города Нэмуро (префектура Хоккайдо). В информационном поле Японии выступает как эксперт по проблеме 'северных территорий'.
29 сентября в распространяемом в префектуре Хоккайдо выпуске газеты Mainichi было опубликовано интервью Х.Фудзивара, данное им незадолго до ухода в отставку. Бывший мэр выразил неудовлетворение позицией правительства Дз.Коидзуми по территориальной проблеме. Как полагает эксперт, для осуществления провозглашенного Токио курса на урегулирование территориальной проблемы, при условии одновременной передачи японской стороне четырех спорных островов, потребуется так много времени, что к тому моменту может 'уже затонуть город Нэмуро', [под управлением которого с точки зрения японской стороны находятся оспариваемые Токио острова Хабомаи].
Х.Фудзивара проводит тезис о вероятности решения территориальной проблемы путем поэтапной передачи Южных Курил. Эксперт упрекает японское руководство в том, что оно не отреагировало должным образом на заявление российской стороны о готовности решать территориальный вопрос на основе декларации 1956 г., в соответствии с которой Москва передает Токио два из оспариваемых им островов - Шикотан и Хабомаи.
Соглашаясь с тем, что для японской стороны неприемлемо решение проблемы путем передачи только двух островов, Х.Фудзивара полагает, что, тем не менее, Японии следовало позитивно отреагировать на инициативу Москвы и в свою очередь предложить альтернативный вариант урегулирования территориально вопроса. По мнению эксперта, принимая предложение российской стороны, Токио мог бы оговорить условия и сроки заключения мирного договора и передачи двух оставшихся островов Кунашир и Итуруп. При этом в любом случае мирный договор между двумя странами должен включать в себя положения, оговаривающие права Японии на Южные Курилы.