События, получившие в последнее время развитие в мире, показали со всей очевидностью, что на сегодня Кавказ и, в частности, Грузия оказались вовлеченными в сферу особых интересов европейских государств. Основание для такого вывода дает наблюдение над активизацией Европы в этом направлении.
На первый взгляд, после провала (или после того, как ее провалили) европейской Конституции создавалось впечатление, что страны Европы не смогли бы выработать единую внешнюю политику. В случае задействования европейской Конституции, традиционные интересы европейских стран были бы сбалансированы со стороны новых членов Еврообъединения, которые оказались под сильным влиянием Америки, и тогда внешний курс Европы подчинялся бы внешним интересам не самой Европы, а США, что было бы абсолютно неприемлемо для основных игроков Европы (Германия, Франция, Италия).
Как видно, основная европейская тройка самостоятельно разработала внешнеполитический курс и действует в традиционных интересах Европы. Сегодня ей предстоит решить две стратегические задачи: во-первых, не допустить военных действий близ границ Европы, во- вторых, - обеспечить снабжение Европы энергоносителями по независимым стабильным маршрутам.
Потенциальные взрывоопасные регионы у границ Европы представляют Ближний Восток и Кавказ. Что касается энергетической безопасности, Германия вежливо и тактично отказала России в энергетическом альянсе (несмотря на предложение России эксклюзивно поставлять газ Германии со Штокмановского месторождения) и создала французско-германский энергоконсорциум.
Исходя из этого, произошло 'разделение труда' между европейскими государствами. На Италию возложено установление и сохранение мира на Ближнем Востоке, а Франции и Германии достался регион Кавказа с тем, чтобы там сохранился мир и было обеспечено независимое функционирование кавказского энергетического коридора в направлении Европы.
Причина такой концентрации европейских сил на Кавказе - теперь уже открытое противостояние России и Америки в регионе, в котором Европа, исходя из собственной безопасности, уже не может оставаться в роли только наблюдателя и переходит к более активным действиям. В противном случае Европа во всех вариантах останется в проигрыше.
В случае победы Америки в этом противостоянии, поток энергоносителей перейдет под контроль США - Турции и станет довольно сильным рычагом давления на Европу в интересах этих двух стран. Но если победа останется за Россией, тогда бразды энергоснабжения Европы, практически, на все 100% будут в руках России.
Настрой Европейской тройки прекрасно выразил в своем интервью 'Независимой газете' руководитель делегации Европарламента в странах Южного Кавказа француженка Мари Анн Излер Бегэн: 'Сейчас многие считают, что Грузия стала ареной борьбы интересов Москвы и Вашингтона, что США пытаются завладеть подходами к энергетическим ресурсам Каспийского моря, к бакинской нефти. Если это так, то это действительно печально, так как США продвигают свои интересы впереди любых других. Сейчас настало время выложить все карты на стол и определить, каковы интересы всех сторон. Я думаю, ЕС должен осудить эту политику, потому что жертвой этого энергетического интереса стал весь Кавказ, и Грузия в особенности'.
По-видимому, Европа больше озабочена действиями Америки, чем традиционными интересами России на Кавказе, где сама намерена сотрудничать с Россией и повысить свое влияние в регионе. Последние события во Франции показали, что исходя из своеобразия Кавказа, произошло распределение ролей.
Объявив наказуемым на законодательном уровне действием непризнание геноцида армян (чего Германия не могла бы сделать из-за традиционной дружбы с Турцией и этнического состава своей страны), Франция, наряду с тем, что решила внутриевропейскую задачу (создание барьера для объединения Турции с Европой), одним мановением руки оказалась на доминирующих позициях в Армении, где Россия (традиционно) и Америка (в последнее время) имеют серьезное влияние.
Если к этому добавить исторически добрые отношения Франции с Ираном, становится понятным, что она выстраивает вектор Армения-Иран. Тем временем Германия, с учетом своих отношений с Турцией, незаметно активизируется на векторе Грузия - Азербайджан. Если представить, что оба вектора направляются из одного европейского центра, нетрудно будет догадаться, с какого уровня влиянием будем иметь дело на Кавказе.
На этом фоне Россия начинает беспрецедентное давление на Грузию и граждан Грузии в России, вызывая этим повышение внутриполитического давления в стране, которое по законам физики должно где-то найти выход.
А выход, разумеется, в Европе. Если принять во внимание телефонный разговор Путина-Буша, во время которого Путин отверг посредничество Америки в отношениях между Россией и Грузией; если учесть также, что во время визита Путина в Германию находящийся в Грузии с визитом председатель Бундестага Норберт Ламерт предложил помощь и посредничество со стороны Германии в урегулировании отношений Грузии с Россией; если также отметить 'смягчение' по просьбе Германии представленной Россией в Совет Безопасности резолюции (Россия удалось добиться своего в вопросах нахождения в зоне конфликта миротворцев и вывода из Кодорского ущелья грузинских подразделений), - получается, что посредничество Германии на Кавказе приемлемо для России.
Так что Грузия, обеспокоенная давлением России, должна обратиться за помощью на Западе не к Америке, а к Германии (Европе).
Остается такое впечатление, что российско-германская (европейская) игра согласована. А если нет, тогда ее легко согласовать.
Давайте проанализируем: у России, как и у европейской тройки, две задачи в регионе Кавказа, и ключи к решению обеих находятся только в Грузии. Первая - это обеспечение безопасности России сохранением мира в тылу Северного Кавказа, вторая - - возможность контролировать энергетические маршруты, проходящие из региона Каспия через Грузию.
Автономии Грузии не представляют стратегического интереса для России, отношения с ними скорее этнически-исторические. В случае членства Грузии в НАТО, автономии не составят буферную зону для самозащиты России от возможных провокаций, направленных против нее, так как протяженность границы Грузии с Северным Кавказом, независимо от этих автономий, довольна велика. Ко второму варианту автономии тоже не подходят, так как ни сейчас, ни в будущем ни один энергомаршрут не пройдет через них.
Все трубопроводы управляются из Тбилиси. Исходя из этого, Россию не устраивает контроль только над автономиями. Ей необходимо быть, если не главным, то хотя бы одним из главных игроков в контролировании Кавказских трубопроводов.
Реальной формой, приемлемой и для Россия, и для Европы был бы нейтралитет Грузии, что обеспечило бы безопасность России и совместный контроль над энергомаршрутами в направлении Европы без участия третьей силы (США). Почему бы и нет?! Если Россия и Германия тесно сотрудничают в вопросе северного трубопровода, почему невозможно осуществить такое же сотрудничество и на южном маршруте?!
Также почему нельзя осуществить и в Грузии схему, предложенную Путину председателем Рады Украины Александром Морозом, - создать российско-украинско-германский газовый консорциум? В этом случае, было бы нетрудно осуществить реальные стратегические интересы России и Европы на Кавказе, и в частности, - в Грузии.
Лоббирование вступления Грузии в НАТО ценой ухудшения отношений с Россией никак не с руки европейской тройке, так как они не ожидают опасности из этого региона. Это только в интересах Америки, причем не оборонных, а в целях проведения своей агрессивной политики. Исходя из всего вышесказанного, Россия и 'тройка' работают над вытеснением США из региона. Англия, у которой огромный интерес в регионе, поняла эту игру, выпрыгнула в Ираке из американского поезда и пытается подняться на европейский поезд.
Развитие событий по такому сценарию было бы идеальным для Грузии. Обеспечением безопасности южных границ северного соседа и интегрированием в Европу Грузия справилась бы со всеми существующими у нее проблемами.
Возникает только один вопрос: сумеет ли нынешняя власть Грузии провести указанный политический курс? Разумеется, нет! У сегодняшней власти Грузии полностью исчерпан лимит доверия с Россией, к тому же, она представляет для США единственное орудие на Кавказе.
Она может быть только проводником интересов США, а не Грузии, не говоря уже об интересах ближайших соседей или Европы. Сами Соединенные Штаты - обладающие эталоном демократии - оценивают качество демократии правительств других стран в зависимости от того, насколько лояльно правительство данной страны в отношении США, а безопасность своих интересов обеспечивают только посредством оружия. Европа же безопасность своих интересов видит в развитии в этих странах реальных демократических ценностей.
Нынешний режим Грузии не садится в вышеуказанный сценарий по качеству ни внутренних, ни внешних отношений. Безопасность Грузии и в целом - региона зависит от того, насколько быстро произойдет уменьшение американского влияния и демократическое устранение ее недемократического управления.
_____________________________________________________
Новый мировой порядок с участием Грузии ("Georgian Times", Грузия)
Будет ли война на Кавказе? ("Newsweek", США)