Иногда чтобы лучше себя понять, полезно посмотреть на себя со стороны. Чужими глазами. Например, королевскими. За полтора дня пребывания Елизаветы II в Риге мне повезло встретиться с ней трижды - на президентском обеде в честь Ее Величества в Доме Черноголовых, на гала-концерте Kopa/Together в Arena Riga и на вечернем приеме в Малой гильдии, который устраивало посольство Великобритании. И все три раза поражало не только огромное человеческое обаяние и царственная простота монаршей особы, но еще и страна, которую ей показали.
Это была наша гостеприимная многонациональная Латвия, где языки и нации живут в согласии друг с другом, элита по-европейски воспитанна и толерантна, чьи бизнесмены покупают английские футбольные клубы, а подданных Ее Величества увековечивают в бронзе.
Надо было видеть радостное возбуждение перед встречей с королевой, когда политические дамы, забыв о партийных разногласиях, как гимназистки, репетировали книксен и заучивали обязательное обращение к титулованным особам: Your Majesty и Your Royal Highness. Давно так дружно не гудели на одной площадке редакторы конкурирующих изданий - Diena и Neatkariga, Телеграфа и Часа.
Но настоящим апофеозом дружбы и толерантности стал уникальный гала-концерт в Arena Riga, куда съехались талантливые дети из всех уголков Латвии. Глядя на трогательные детские выступления, слушая их милые звонкие голоса, я поймала себя на том, что хотела бы жить в такой стране. Где даугавпилсские школьники с удовольствием изучают латышский, цыганские дети поют и танцуют, а обеспеченные удобными колясками инвалиды совершают спортивные чудеса. А когда весь 4,5-тысячный зал подхватил известный хит Ренара Кауперса Welcome to my country, на глазах у многих зрителей появились слезы.
Ну что ж? Визит был очень тщательно подготовлен британским посольством. Его сотрудники долгие месяцы изучали достопримечательности Латвии, ездили по самым укромным ее уголкам в поисках юных талантов, отбирали и шлифовали программу. Значит, именно такими хотел нас увидеть западный мир. Но ведь такими мы и сами хотели запомниться королеве. Значит, не все так плохо? Посмотрев на себя в зеркало времен Елизаветы II, может быть, мы захотим такими остаться?