Перед саммитом в Лахти европейцы обещали устроить Владимиру Путину более чем прохладный прием. Слишком уж многое в политике России цивилизованных европейцев не устраивает. И в первую очередь энергетическая политика - Россия до сих пор отказывалась подписать так называемую Энергетическую хартию. Этот документ призван защитить выгоду европейцев при покупке российских энергоносителей - ввести практику свободной розничной продажи газа в Европе и допустить западные компании к разработке и транспортировке российского газа.
Принципиальное разногласие заключается в том, что свободный розничный рынок газа в Европе вступает в противоречие с экспортной стратегией 'Газпрома', привыкшего оперировать многолетними контрактами. Да и вообще с точки зрения здравого смысла не совсем понятно, почему Россия должна торговать своим газом на невыгодных для нее условиях. Поэтому накануне саммита с российской стороны были организованы 'утечки информации' - дескать, если Европу не устраивают условия, пусть покупает газ где хочет, а Россия, мол, может основные потоки и переориентировать - и китайцы готовы покупать, и американцы. . .
Без российских поставок газа Европа не проживет - и слава богу, что политики это достаточно отчетливо понимают. Поэтому 'построить' российского президента не удалось, зато Владимир Путин корректно, но твердо навязал Европе свои условия.
Президент России заявил, что 'Россия и ЕС являются естественными партнерами в энергетике'. Путин сообщил, что, по его данным, зависимость Европы от России в энергетической сфере меньше, чем зависимость России от Европы. 'Я обратил внимание наших коллег, что если по газу ЕС покрывает 44% своих потребностей, то в общем экспорте российского газа 67% - это поставки в Европу. По сути, Россия зависит в большей степени от своих потребителей, чем Европа от своих поставщиков', - цитирует его ИТАР-ТАСС.
Тем не менее Энергетическая хартия России не подходит. Поэтому Путин предложил заменить Соглашение о партнерстве и сотрудничестве России и ЕС, срок которого истекает в 2007 году, на новый Договор о стратегическом партнерстве. Путин заявил, что не возражает, чтобы отдельные положения Энергетической хартии были заложены в будущее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. В то же время президент указал, что 'должны быть уточнены некоторые положения этой хартии либо разработан новый документ на основе тех же принципов, которые заложены в основу этого документа, потому что без учета интересов всех партнеров сотрудничество не может иметь долговременные и твердые перспективы'.
Президент России выразил уверенность в том, что России удастся договориться с Европой по всем вопросам, касающимся энергетики. 'У нас диалог ведется с ЕС по вопросам энергетики несколько лет. В рамках этого диалога определяется общий подход', - сказал Путин на пресс-конференции. Он подчеркнул, что Россия хотела бы, 'чтобы сотрудничество в этой сфере было не просто взаимовыгодным, а чтобы оно было основано на единых принципах'.
Европа намек поняла правильно: глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил после переговоров с Путиным, что, по его мнению, Москва согласилась не связывать вопросы энергетики и политики. 'Я думаю, позиция российского президента заключается в том, что мы должны избегать политизации энергетического вопроса. По крайней мере я так понял', - цитирует Баррозу ВВС.
Перед началом переговоров в Финляндии глава Европейского парламента Хосеп Боррел заявил журналистам, что вопросы энергетики не должны мешать лидерам ЕС говорить о политических проблемах в России. 'Нам нужен этот газовый поток, но я думаю, что России так же нужен денежный поток, потому что одним газом сыт не будешь. Им нужно его продавать, - говорит Боррел. - Есть взаимная зависимость. И я думаю, что Европа потеряет доверие, если решит обменять права человека на газ'. Правда, увязать политику с экономикой и у европейцев тоже не очень-то получилось. . .