Несмотря на поднятую в России истерию вокруг рижских шпрот, они по-прежнему находятся на прилавках российских магазинов. Однако никто из должностных лиц РФ не может объяснить, почему на протяжении многих лет шпроты из Латвии считались качественными и вполне устраивали санитарные службы России, а теперь вдруг перестали. Министр экономики ЛР Айгар Штокенбергс озвучил Телеграфу свою версию скандала.
Вчера получили подтверждения подозрения латвийских рыбопереработчиков относительно нечестного поведения конкурентов из России. В интервью РИА Новости президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Юрий Кокорев по сути признал, что преследования латвийских шпрот начались после изучения вопроса Атлантическим научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства, находящимся в Калининграде, где успешно действуют четыре рыбоконсервных производства. Кокорев отметил, что дешевые прибалтийские консервы, производство и импорт которых сопровождается различными преференциями в Латвии, не дают развиваться отечественным производителям. "В результате сворачивания собственного производства консервов мы попадаем в зависимость от импорта, это примерно так же, как с "ножками Буша", - добавил он.
Казалось бы, все просто: одни производители объявили войну другим. Вот только окончательное решение о запрете на торговлю рижскими шпротами принималось не в Калининграде, а в Москве. И здесь явно не обошлось без политики. В этом уверен и глава Латвийского объединения рыбопромышленников Инарий Войтс, который считает, что "нынешнее заявление России - это политический шаг и своего рода нечестная конкурентная борьба".
Однако в беседе с Телеграфом министр экономики ЛР Айгар Штокенбергс озвучил свою версию "рыбного" скандала. Ему поступали сигналы, что под маркой "Рижские шпроты" продаются подделки. Да он и сам неоднократно натыкался в Москве на консервы сомнительного происхождения. И поэтому он предлагает России разобраться с подделками самостоятельно.
А тем временем информационные агентства сообщают, что рижские шпроты по-прежнему доступны российскому потребителю. Баночки со знакомым дизайном лежат на прилавках в Алтае, Калининграде, Москве, Санкт-Петербурге, Вологде и т.д. Судя по всему, российский потребитель не хочет так просто отказываться от полюбившихся РИЖСКИХ шпрот.
***
"Мы должны защищать свои торговые знаки"
Айгар Штокенбергс считает, что это поможет Латвии отстоять свои экономические интересы
С 20 октября Россия ввела временный запрет на поставку в Россию рыбных консервов с двух латвийских предприятий - Gamma A и Brivais vilnis. Примерно в трети продукции обнаружено превышение концентрации бензопирена, сообщают российские санитары. Однако латвийский министр экономики Айгар ШТОКЕНБЕРГС не видит в этом решении политического подтекста.
Подделки в Москве
- Как вы расцениваете решение Россельхознадзора - как политическое или экономическое?
- У меня нет никаких оснований не верить компетентным российским учреждениям и подвергать сомнению то, что у латвийских шпрот действительно имеются проблемы с качеством. Это технический вопрос, я не вижу здесь никакой политической мотивации.
- В то же время акция против латвийских шпрот, как указывают некоторые СМИ, странным образом совпала с рекламной кампанией российской рыбной продукции...
- Странно другое. Я видел в продаже шпроты, которые уж точно у нас не сделаны. Я своими глазами видел подделки в Москве, мне поступали жалобы и из других стран, например, от представителей Азербайджана. Так что если и есть какая-то проблема, то она, скорее всего, связана с защитой торговых знаков, и это автоматически тянет за собой и вопросы качества. Следует усилить контроль над теми шпротами, которые продаются в России и в других странах СНГ под маркой латвийских, и проверять, где и как они на самом деле были произведены. У этих же двух предприятий были проблемы с качеством продукции и в других странах.
ВТО нам поможет
- Вы лично подписали недавно договор об экономическом сотрудничестве между нашими странами. Как мы можем решать проблему в контексте этого соглашения?
- Россия сейчас ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. И до сих пор самые большие проблемы были у России с защитой интеллектуальной собственности. Они много упреков за это получили и от американцев. И это все взаимосвязано, не зря я упомянул защиту торговых знаков. И мы были бы очень заинтересованы в том, чтобы на пути в ВТО Россия бы усилила контроль над тем, что продается в ее магазинах. Вот в чем главная проблема, а не в том, что наши шпроты преследуют по политическим мотивам. И я уверен, что нет никаких оснований не верить международно признанной ветеринарной службе России.
- А как сама Латвия будет защищать интересы своих предпринимателей?
- Именно поэтому для нас так важны эти межгосударственные договоры, два из которых мы уже подписали, чтобы в рабочих группах решать разнообразные вопросы сотрудничества. Мы, конечно, не сможем латвийских инспекторов отправить в каждый российский магазин, но важно, чтобы было сотрудничество на уровне ответственных служб и мы могли обмениваться информацией.
ЦИФРА
10 млн. Ls могут составить убытки латвийских производителей шпрот из-за российского бойкота наших консервов.
ЭКСПЕРТИЗА
Председатель правления АО Brivais vilnis Арнолд Бабрис планирует обратиться в Еврокомиссию с претензиями по поводу нечестной конкуренции. Он утверждает: несмотря на то что в Калининградской области работают четыре местных рыбокомбината, выпускающих шпроты, показатели реализации латвийской продукции здесь были устойчиво стабильными. Но именно здесь местные санитарные службы обнаружили превышение принятых в стране допустимых норм содержания бензопирена. Предприятие Brivais vilnis ежемесячно реализовывало в этом российском регионе свыше 20 тонн рыбных консервов в месяц. Поэтому г-н Бабрис собирается отослать образцы своих шпрот вместе с соответствующей продукцией российских конкурентов в международную независимую санитарную лабораторию. Стоит отметить, что в России рыбные консервы производят по тем же технологиям, что и в Латвии. Результаты исследований могут быть готовы через месяц.