На прошлой неделе в финском городе Лахти состоялось неформальное совещание президента России Владимира Путина и глав государств и правительств ЕС. Страны ЕС пытались сформулировать единую политику по отношению к Москве.
Несмотря на то, что конечный дипломатический результат переговоров оценивается как прогрессивный, а еврооптимисты заявляют, что Путин пообещал уступить, переговоры в Лахти надо трактовать как полный провал энергетической политики ЕС.
Россия заявила, что она не ратифицирует Европейскую энергетическую хартию. Дистанцируясь от глобального контекста отношений ЕС и России, отметим, что Латвия является тем государством, которое заинтересовано в ратификации энергетической хартии больше всех. Если Россия присоединится к общей энергетической политике ЕС, ей придется либерализовать свой нефтетранзит. Россия должна будет предложить такое обслуживание трубопроводов, чтобы любой продавец, используя трубопроводы, мог поставить товар любому покупателю. Это позволило бы открыть вентспилский нефтепровод, который заблокирован несколько лет назад.
Пока Путин в Лахти сыпал дипломатическими фразами, российский Первый телеканал в главных выпусках новостей и комментариях формулировал позицию Москвы. Россия не откроет доступ к своим трубопроводам. Основание - двойные стандарты, которые используют ЕС и его страны-сателлиты, а именно Польша и Украина, выдвигая России неприемлемые условия использования трубопроводов для транзита (вспомним знаменитую газовую войну). Пока Польша и Украина не изменят свою политику в отношении России, последняя будет использовать влияние государства и регулировать, какому государству и какой компании разрешать транзит по российским трубопроводам, а каким - нет.
Но не только это разозлило руководство России и укрепило его неуступчивость. В Финляндии состоялось совещание, цель которого решить вопрос энергоснабжения ЕС на ближайшие 20 лет. У ЕС существуют серьезные энергетические проблемы. В этом году серьезный дефицит электроэнергии наблюдается в Испании. Благодаря требованию ЕС закрыть Игналинскую АЭС, с 2009 года страны Балтии окажутся в полной энергозависимости от России и т.д. Путина призвали гарантировать европейцам объемы поставок.
Когда речь зашла о строительстве трубопроводов и проблемах геологических исследований, о стратегии энергоснабжения на последующие 20 лет, дебаты были прерваны, чтобы допросить Путина об убийстве журналистки Анны Политковской. Эта странная увязка энергополитики с еще нерасследованным и нераскрытым преступлением вызвала возмущение России. Сейчас развиваются версии, согласно которым заказчиков убийц Политковской в первую очередь надо искать среди тех, кому выгодно добиться уступок от Путина, чтобы российский лидер на совещании по энергобезопасности чувствовал себя немного виноватым и уступил из-за убийства журналистки.
Как известно, такая технология международных отношений была успешной при прежнем российском президенте. Достаточно было в нужный момент заявить на весь мир о дефиците демократии в России, и Борис Ельцин уступал в какой-либо экономической сделке. Но нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Сейчас Россия возрождается как сверхдержава, и словесные потоки европейских лидеров об убийстве журналистки наталкиваются на угрозы Москвы пересмотреть приоритетные направления экспорта своих энергоресурсов. Фактически Россия может решать - кому их поставлять, а кому нет. За дипломатическими улыбками Путина скрывается серьезная угроза: не будете уважать российские интересы, мы станем усиленно развивать направления экспорта энергоносителей в Китай и на Дальний Восток.
Если ЕС не может добиться уступок от России, то остается сложа руки ждать, что в Балтии в 2010 году начнется энергетический кризис.
Похоже, что в лихорадке расширения в ЕС приняты страны с деструктивной политикой. Польша по-прежнему возражает против того, чтобы Балтию соединили с единой энергосистемой ЕС. Упрямство Польши в этом вопросе толкает Балтию к полной энергозависимости от России в 2009 году. Одна из причин неудач энергетической политики ЕС - это неспособность Балтии и Польши договориться.
Если Брюссель не в силах заставить члена ЕС Польшу соединить высоковольтные линии с Балтией, то как можно надеяться, что Брюссель сможет реализовать интересы Латвии в отношениях с Россией? Может надо избавиться от этой наивности и строить отношения с Россией на выгодных Латвии, а не брюссельским бюрократам условиях?
____________________________________________________________
Руководителю Литвы не пришлось поднимать шум ("Lietuvos Rytas", Литва)
О пятерке, спасшей честь Европы ("Rzeczpospolita", Польша)