Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Грузия - под пристальным взглядом Москвы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В результате краха 'оранжевой революции' Украина снова втягивается в орбиту Москвы. Теперь и Грузия - еще одна бывшая советская республика - обнаружила, что экс-колониям прежней империи приходится недешево расплачиваться за отдаление от Матушки России

В результате краха 'оранжевой революции' Украина снова втягивается в орбиту Москвы. Теперь и Грузия - еще одна бывшая советская республика - обнаружила, что экс-колониям прежней империи приходится недешево расплачиваться за отдаление от Матушки России.

В 2003 г. в Грузии произошла 'революция роз', закончившаяся свержением Эдуарда Шеварднадзе. Однако Москва усмотрела в уличных демонстрациях, вознесший на вершину Михаила Саакашвили, 'след' бушевского проекта 'распространения демократии'. С тех пор Москва с негодованием наблюдает, как Саакашвили неуклонно ведет страну к членству в ЕС и НАТО.

В конце сентября Саакашвили зашел слишком далеко: четверо официальных представителей России были арестованы по обвинению в шпионаже. Президент Владимир Путин осудил этот арест как 'акт государственного терроризма с захватом заложников', назвав его 'признаком правопреемства политики Лаврентия Павловича Берии'. Берия, возглавлявший при Сталине НКВД - тайную полицию, был, как и сам вождь, уроженцем Грузии.

Пытаясь разрядить напряженность, грузинские власти освободили и выслали из страны арестованных россиян. Но Путина это не удовлетворило: он отозвал из Тбилиси российского посла, прервал воздушное и почтовое сообщение с Грузией, прекратил выдачу виз ее гражданам, ввел экономическое эмбарго, провел военно-морские маневры на Черном море, вблизи ее побережья, и приступил к депортации грузин из России.

Еще с 1990-х гг. Москва поддерживает сепаратистов в Абхазии и Южной Осетии, стремящихся вывести эти республики из состава Грузии и воссоединиться с Россией. Недавно Путин встретился в черноморском курортном городе Сочи с лидерами обоих регионов. Кроме того, в Абхазии и Южной Осетии размещены российские миротворческие контингенты.

Участников этой конфронтации никак не назовешь равными соперниками. Грузия - бедная страна с населением в 5 миллионов человек - во многом зависит от России: там работают ее граждане, которые переводят полученные деньги на родину, туда вывозятся ее основные экспортные товары - вина и минеральная вода, оттуда она получает газ и электроэнергию.

Россияне, возмущенные, по их мнению, наглым поведением Тбилиси и кознями американцев на российских задворках, поддерживают путинское 'закручивание гаек'. Однако своими действиями президент, возможно, спровоцировал всплеск национализма, который ему трудно будет сдержать. По словам Николая Сванидзе, одного из ведущих российских телекомментаторов, грузина по происхождению, 'эта антигрузинская кампания:вызвала волну ксенофобии, что очень опасно в условиях многонационального государства'.

Похоже, положение самого Саакашвили полностью зависит от сдержанности Путина и Москвы. Дело в том, что его друзья из Евросоюза и Вашингтона не могут или не желают встать на сторону Грузии в этом конфликте. Евросоюз в преддверии зимы чувствует себя заложником российских поставок нефти и газа. Буш, которому хватает забот с войнами в Ираке и Афганистане и конфликтами с Ираном и Северной Кореей, не проявляет желания встать плечом к плечу с Тбилиси в противостоянии с Москвой.

Многие считают, что конечная цель Путина - свергнуть Саакашвили, организовав контрреволюцию, наподобие той, что, по мнению россиян, устроил Запад, чтобы поставить его у власти. Если он действительно стремится к этому, то США способны помешать ему не больше, чем в свое время Россия - помешать Биллу Клинтону (Bill Clinton) свергнуть правящий режим на Гаити, или Бушу-старшему сбросить Мануэля Норьегу (Manuel Noriega).

Впрочем, из нынешней конфронтации между Тбилиси и Москвой уже можно извлечь три урока: во-первых, американское могущество небеспредельно, во-вторых, попытки США вмешиваться в дела российского 'ближнего зарубежья' безрассудны, и, в-третьих, принимать Грузию в НАТО было бы чистым безумием.

Если бы она сегодня входила в эту организацию, нынешний кризис неизбежно перерос бы в конфронтацию между Вашингтоном и Москвой. Ведь согласно статье 5 Североатлантического договора, нападение на любую из стран НАТО рассматривается как нападение на всех ее членов. Таким образом, любое столкновение между российскими и грузинскими войсками, скажем, в Южной Осетии, могло бы поставить Америку и Россию на грань войны.

Российские лидеры утверждают, что Саакашвили наращивает грузинские вооруженные силы, намереваясь силой вернуть мятежные регионы, а министр иностранных дел Сергей Лавров намекает, что президент Грузии спровоцировал кризис после визитов в Вашингтон и штаб-квартиру НАТО.

На сегодняшний день неоспоримых доказательств, подкрепляющих это обвинение, не существует. Но если кто-то в Вашингтоне действительно подстрекал Саакашвили к развязыванию конфликта, это было чудовищной глупостью.

Встает вопрос: как нам поступать теперь? Если Путин действительно решил свергнуть Саакашвили, мы мало что можем с этим поделать. В Россию потоком льются нефтегазовые доходы, ее валютные резервы достигли 250 миллиардов долларов; Москва сближается с Китаем; внутри страны Путин пользуется куда большей популярностью, чем Буш в США или Блэр в Британии.

Буш 'купился' на абсурдную идею о том, что жизненные интересы США требуют поддержки бывших советских республик в их противостоянии с Москвой. На деле же нашим жизненным интересам независимо от конъюнктуры соответствует поддержание тесных связей с Россией - а этому препятствуют интриги неоконсерваторов, погрязших в русофобии.

Что же касается вопроса о характере правящего режима на Украине или в Грузии, то в течение двух столетий это почему-то не затрагивало наших жизненных интересов. Так что нет никаких причин распространять военные гарантии НАТО на Украину, Закавказье или Центральную Азию.

Судьбы этого региона будут определять его собственные великие державы - Россия, Китай, Турция, Иран. Но не мы.

____________________________________________________________

Перспективы Грузии ("The Economist", Великобритания)

Почему Запад должен встать на защиту Грузии ("The Times", Великобритания)