Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Маневры

Нас охватило приподнятое настроение, а чеченец сказал: 'Представляю, что в тех танках едут русские'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пару лет назад мне удалось ознакомиться с оружием эстонского производства. Мы ехали на полигон рядом с Пярну наблюдать за проходящими там летними маневрами армий Эстонии и Финляндии. Точнее, важнейшая цель нашей миссии заключалась в наблюдении за действием настоящей эстонской противотанковой мины

Пару лет назад мне удалось ознакомиться с оружием эстонского производства. Мы ехали на полигон рядом с Пярну наблюдать за проходящими там летними маневрами армий Эстонии и Финляндии. Точнее, важнейшая цель нашей миссии заключалась в наблюдении за действием настоящей эстонской противотанковой мины.

Из рассказа сопровождавшего нас владельца завода, производящего такие мины, стало ясно, что принцип действия мины очень прост и надежен: к стоящему рядом с предполагаемым маршрутом следования танка дереву крепится 'консервная баночка' с припаянным медным колпачком, с помощью электрического импульса взрывается находящийся внутри взрыватель с пластидом, а раскаленная струя меди просто прожигает дырку в броне танка. Легко 'пробиваются' более чем 5-сантиметровые стальные пластины, стоящие неподвижно. Само собой, после такой операции у находящегося внутри экипажа нет никаких шансов. Электрический импульс подается с пульта дистанционного управления с расстояния примерно в полкилометра, хотя это можно сделать и с гораздо большего расстояния.

Изрядно поблуждав по лесистым окраинам Пярну, мы наконец приехали к первому посту эстонской армии. То здесь, то там слышались выстрелы. Сопровождавший нас эстонец легко уладил все формальности, и мы оказались в эпицентре проходящих маневров. Остановились на окраине большого поля. Там нас встретили двое коллег сопровождавшего нас эстонца и один пожилой человек в гражданском и с чемоданчиком, на фоне созревающих полей бежали военные, а ветер нес легкий запах пороха.

Именно здесь первый раз я услышал, как бранятся эстонцы, хотя ни одного знакомого слова не разобрал. Примерно через пять минут стала понятна причина стычки - оказалось, эти двое должны были привезти нужную амуницию, но опоздали. Гражданин с чемоданчиком в дебатах не участвовал.

Сопровождавший нас эстонец представил этого человека как конструктора эстонского короткоствольного пистолета-пулемета. И вправду, он открыл свой чемоданчик, достал из него аккуратно разложенные по ячейкам детали автомата, быстро его собрал и тут же на расположенном неподалеку стрельбище опробовал. Действовал он отлично, отдача минимальна, расстояние прицельного выстрела хоть и небольшое (около 200 метров), но большего и не надо. По его словам, такая конструкция идеальна для условий партизанской войны. После этого он убедительно пояснил надобность такого оружия: 'Здесь до сих пор остались разные завалявшиеся большевики, мало ли что может случиться. В Нарве вон полно всяких 'русацких' наркоманов и бандитов. Да и иваны рядом. А если вторгнутся, захватят наши оружейные склады? Чем будем сражаться? Вилами? К тому же, в хозяйстве такую вещь всегда хорошо иметь - места занимает мало, несложно ухаживать. Привез показать - может, удастся организовать более серьезное производство'.

Откуда-то появившийся чеченец согласно кивал головой. Он так же был в этом заинтересован, хотя больше ждал испытания мины. Наконец привезли все нужное оборудование, и мы двинулись дальше.

Когда мы прибыли на предусмотренное место, мины уже были установлены и прикреплены к деревьям у дороги на расстоянии примерно в 10-15 метров одна от другой. Правда, они были без медных колпачков, так как танкетки должны были вести свои военные. Первое задание было попасть в движущуюся цель и отметина на броне танкеток должна быть ясно видна.

Всей операцией командовал полковник финской армии, который детально объяснял каждую деталь процесса. Всей нашей делегации выдали шлемы, полковник взял пульт управления, и мы двинулись в сторону оговоренного места для наблюдения. Нас охватило приподнятое настроение, а чеченец сказал: 'Представляю, что в тех танках едут русские'

Взрывы удались отлично, все цели были метко поражены. Организаторы тут же предложили проехать до центрального полигона и понаблюдать за атакой на укрепленные позиции, а так же за боевыми испытаниями противотанковых мин, но бывшие с нами женщины запросились домой. Мол, шумно и голова болит. Так для нашей делегации маневры и закончились из-за нашей абсолютной неприспособленности к военно-полевым условиям.