ИноСМИ.Ru представляет очередной еженедельный тематический обзор по материалам ведущих мировых СМИ:
Р.Поленц (депутат бундестага): 'Для развития правового государства в РФ крайне важно тщательно расследовать это убийство [А.Политковской] и строго наказать преступника... Мировое сообщество будет внимательно следить за действиями российских властей при расследовании этого ужасного преступления' (Frankfurter Allgemeine Zeitung, 10.10).
Б.-А.Леви (французский философ): 'Сложно представить, что это убийство [А.Политковской] не имеет ничего общего с обстановкой в сегодняшней России в целом: услышав словосочетание 'свободная пресса', Путин вынимает свой револьвер' (Le Monde, 12.10).
Х.Ф. фон Плоц (бывший посол Германии в Москве): 'В прошлом германские компании задавались вопросом, насколько разумно инвестировать в Россию. Сегодня немцы размышляют над тем, будет ли хорошей идеей пустить русских инвестировать деньги в свой бизнес' (The Daily Telegraph, 12.10).
Д.Бутон (генеральный директор Societe Generale): 'Приход иностранных игроков на российский рынок будет способствовать усовершенствованию российской банковской системы. Наши планы не ограничиваются Москвой и Санкт-Петербургом. Мы хотим создать свою сеть и в небольших городах' (Le Parisien, 15.10).
М.Голдман (почетный профессор экономики Уэллсли-колледжа) [об экологических претензиях Минприроды к Shell]: 'Не случайно эти действия были предприняты против двух проектов, работа по которым шла на основе СРП, заключенных, соответственно, в 1993 и 1994 годах, когда объемы добычи нефти в России по сравнению с уровнем 1980 года упали на 40%. Тогда российские власти отчаянно нуждались в западных инвестициях и согласились на такие условия СРП, по которым эти западные компании могли не платить налогов до тех пор, пока они не вернут средства, затраченные на освоение месторождений. А сегодня, когда дела у российских нефтяных компаний пошли гораздо лучше, у властей России, судя по всему, появились сомнения в необходимости делать настолько щедрые уступки, особенно после того как руководство Shell заявило о том, что смета по проекту была недооценена, то есть компания собирается вложить не 10 млрд долларов, как планировалось изначально, а 20 млрд' (The International Herald Tribune, 12.10).
М.Саакашвили (президент Грузии): 'Собственно, больше всего в последних агрессивных действиях России нас настораживает то, что они не были ничем спровоцированы. Неделю назад, продержав группу офицеров российской разведки, пойманных с поличным во время направленных против Грузии шпионских мероприятий, под стражей в течение всего 72 часов, мое правительство их освободило. К сожалению, это был уже не первый случай поимки лиц, занимавшихся подобной деятельностью, имевшей в том числе и последствия в виде человеческих жертв, и передачи этих лиц российским властям. Мы надеялись, что этим проявлением доброй воли, по любым меркам не могущим быть расцененным иначе как знак нашего великодушия, будет отмечен новый перспективный поворот в непростых отношениях между нашей страной и нынешним российским правительством' (The Wall Street Journal, 12.10).
Б.Ферреро-Валднер (еврокомиссар по вопросам внешних связей): 'Это в высшей степени серьезно, российские санкции должны быть сняты. [Но] нужно отметить, что ответственность несут обе стороны. Грузии следует избегать подливать масла в огонь' (La Liberte, 18.10).
Ю.Хатояма (генеральный секретарь Демократической партии Японии): 'Россия не уступит до тех пор, пока японская сторона будет продолжать требовать возвращения четырех островов сразу. Было бы лучше, настаивая на необходимости признания их территорией Японии, смягчить позицию относительно сроков возвращения островов' (Asahi, 12.10).
Э.Бергер (сотрудник Школы дипломатической службы Американского университета): 'Став шесть лет назад президентом, Путин пообещал положить конец беспорядкам ельцинской эпохи и создать 'диктатуру закона'. Тогда эта фраза звучала довольно двусмысленно. Теперь двусмысленность исчезла. С учетом того, что Путин был агентом КГБ, а по образованию является юристом, становится ясно, что он имел в виду 'бисмарковскую' модель, которая сочетает в себе основанное на системе правил общество и мощную систему безопасности. Его предположения основывались на том, что воспитанные коммунистическим Советским Союзом россияне с готовностью откажутся от гражданских прав в обмен на экономический рост и стабильность в повседневной жизни. Однако Путин во многом не оправдал возложенных на него надежд' (The Christian Science Monitor, 12.10).