Огромная труба диаметром 1,40 метров торчит из огромной грязной траншеи. Кажется, что лес на строительном участке Пикалево, в трех часах езды на северо-запад от Санкт-Петербурга, был повален великаном, чтобы расчистить место для Северо-Европейского газопровода, который будет проложен по дну Балтийского моря до германского Грайфсвальда. Начиная с 2010 года, он будет снабжать газом Западную Европу. Великан - это Газпром, российская газовая монополия и мажоритарный акционер этого широкомасштабного проекта, который окрестили Nord Stream, и часто называют 'трубопровод Шредера', потому что бывший канцлер является председателем комитета акционеров компании-оператора проекта.
Российская национальная компания, которая может похвастаться самыми крупными запасами природного газа на нашей планете (16%), 150 000 километрами газопроводов и 'практически неограниченными финансовыми возможностями', по словам ее председателя правления Алексея Миллера, не скрывает амбициозных планов экспансии на запад, где 'голубое золото' является редкостью : и цены на него постоянно растут. Газпром уже поставляет Евросоюзу 25 % от общего объема потребляемого им газа по цене 230 евро за тысячу кубометров, что в десять раз превышает тариф в России.
С вводом в эксплуатацию Nord Stream по российским трубам будет поставляться треть газа, потребляемого Старым Континентом. 'Строительство Северо-европейского газопровода усиливает позиции Газпрома в качестве ведущего экспортера газа в мире и защитника энергобезопасности Европы', - утверждает Алексей Миллер. Яснее ясного, что Газпром нацелился на Европу и проводит стратегию массированных поглощений ее газораспределительных сетей. Московский конгломерат уже поглотил британскую Penine Natural Gas, заглядывается на ее конкурента - компанию Centrica, заключает партнерское соглашение с итальянской нефтяной компанией ENI. А в будущем он охотно откусил бы кусок французской сети GDF.
Компания, отличная от других
Отменный аппетит Газпрома не может не вызывать тревогу, так как эта компания отличается от других предприятий. Флагман российской энергетики, чьи акции котируются на Лондонской фондовой бирже, и который вознесся на четвертое место в мире по уровню биржевой капитализации, стремится к большему. 'Газпром - инструмент геополитики', - признает Владимир Литвиненко, ректор санкт-петербургского Горного института, где Владимир Путин защитил свою диссертацию на тему 'энергобезопасности'. 'Энергетический рынок является определяющим фактором стабильности России. Поэтому речь идет о защите наших национальных интересов, а это вполне законно', - добавляет этот непохожий на преподавателя университета серый кардинал российского президента, который принимает посетителей, одетым в генеральский мундир, в своем роскошном кабинете, на стене которого красуется огромная карта, на которой обозначены все месторождения страны. Законно? Европейцы, со своей стороны, еще не забыли январский кризис, когда Газпром без колебаний перекрыл поставки газа на Украину. 'Киев отказывался оплачивать российский газ по рыночным ценам', - объясняет Владимир Литвиненко. На самом деле, это давление носило политический характер и, в первую очередь, имело целью дестабилизировать президента Виктора Ющенко, лидера 'оранжевой революции'.
Все происходит так, как будто национальные интересы неразрывно связаны с интересами газового гиганта : вклад которого в российский ВВП равен 8 процентам. Бывшее министерство газовой промышленности Советского Союза остается под контролем Кремля, которому принадлежит 50,1 процента его капитала. Владимир Путин поставил во главе компании верных ему людей, являющихся, как и он, выходцами из Санкт-Петербурга, и по Москве ходят слухи, что президент после своего официального ухода из политики приземлится именно сюда. Не удивительно, что при таких обстоятельствах, в июле с.г. Госдума (парламент) предоставила Газпрому монополию на экспортные поставки газа, к величайшей досаде Евросоюза, который требовал либерализации в этой области.
И тем более не вызывает удивления тот факт, что тяжеловес российской энергетики интересуется СМИ. Миллиардер Алишер Усманов недавно купил газету Коммерсант для медийной 'дочки' газовой монополии. 'Я думаю, что эта операция проводилась с согласия Кремля, который увидел в ней выгоду для себя', - комментирует Алексей Макаркин, директор аналитического департамента московского Центра политических технологий. Незадолго до этого Газпром прикупил газету с большим тиражом - Комсомольскую Правду. Телевизионный канал НТВ, купленный в 2001 году (на котором с тех пор перестала выходить программа 'Куклы'), мажоритарный пакет акций радиостанции 'Эхо Москвы', известный ежедневник Известия (принадлежит Газпрому с 2005 года) - Газпром создал империю, достойную Берлускони. С благословения Кремля, разумеется.