Во время своего традиционного ежегодного теле - и радиообщения с российскими гражданами преисполненный самых благородных намерений Владимир Путин решил протянуть руку помощи соседнему братскому народу. То есть нам, украинцам. Притом сделал это так, что некоторые многозначительные (иногда туманные, но преимущественно ясные) высказывания российского президента вызвали дрожь. Например, касаясь темы крымских татар и Крыма ('особой территории', по определению российского президента), Владимир Путин сказал: 'Нам, конечно, не безразлично, что там происходит. И мы думаем, что наш вклад может быть внесен только с помощью как бы личного примера решения проблем подобного рода'. Любопытно, что, собственно, хотел этим сказать г-н Путин? Неужели он предлагает взять за пример урегулирования межнациональных отношений решение чеченского вопроса? Учитывая количество жертв, которые заплатили чеченский и русский народы за политику 'умиротворения', российский опыт все же не лучший образец для подражания в решении 'национального вопроса'. Да к тому же, несмотря на всю сложность ситуации в Крыму, на полуострове нет межэтнического конфликта.
Но Владимир Путин на этом не остановился. Беспокоясь о судьбе 'братской республики Украины', а заодно ставя под сомнение дееспособность Украинского государства, российский президент решил предупредить весь мир: Кремль не позволит вмешиваться во внутренние дела Украины третьим странам. Но, видимо, это не относится к самой России, которая за последние пятнадцать лет не единожды была замечена в том, в чем г-н Путин подозревает других.
Последние президентские выборы, финансовая и политическая поддержка радикальных пророссийских организаций, информационный прессинг российских СМИ, вещающих и на территорию нашей страны, - вот далеко не полный список случаев, когда россияне вмешивались во внутриукраинские дела. Или российский президент не считает эти шаги вмешательством во внутренние дела Украины, полагая, что она входит в сферу влияния России и эти действия россиян само собой разумеющиеся?
Тема предотвращения вмешательства третьих стран во внутренние дела нашей страны в выступлении Путина звучала несколько раз. В том числе и в контексте пролонгации пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. По мнению властителя Кремля, присутствие ЧФ России 'не было бы лишним' для стабилизации ситуации в Крыму. Утверждение сомнительное, учитывая, сколько раз в течение последних лет моряки-черноморцы давали повод для тревог. Здесь и шпионаж, и участие в военных действиях в Чечне, и несанкционированные учения, и поддержка пророссийских организаций, и участие в массовых беспорядках в Феодосии и т.д. и т.п. Черноморский флот России только одним своим присутствием в Крыму подпитывает сепаратистские настроения.
Попутно заметим, что весьма преувеличенными выглядят и разговоры о том, что Украина получает немалые доходы от пребывания ЧФ РФ на своей территории. Как свидетельствуют подсчеты украинских экспертов, дела обстоят несколько иначе, чем это представляют россияне: Черноморский флот России сковывает экономическое развитие Севастополя, не давая ему возможности стать полноценным морским портом и туристическим городом. Не стоит забывать и об участках земли, которые российский флот занимает без разрешения на аренду. К тому же, если рыночная стоимость аренды базы в Крыму составляет более двух миллиардов долларов в год, то россияне ежегодно платят в украинскую казну менее ста миллионов.
Учитывая, что россияне рассматривают свое военное присутствие в постсоветских странах как средство сохранения их в зоне влияния Кремля, неудивительно, что Москва выступает за продление сроков пребывания ЧФ РФ в Крыму. Официальная позиция Киева - ни о какой пролонгации речь идти не может. А неофициальная? Путин, заявивший, что 'такие переговоры ведутся', дал основания подозревать некоторых представителей украинской власти в тайном сговоре с Кремлем. С кем именно из 'украинских братьев' идут переговоры, г-н Путин прямо не назвал. Но дал понять: 'на правительственном уровне, на министерском уровне'. Мы не исключаем, что экс-разведчик сознательно пускает дезу, намереваясь вбить еще один клин между премьером и президентом Украины. Но с другой стороны, может быть, правы те, кто многозначительно повторяет: дыма без огня не бывает, и Путин знает то, чего не знают другие. . .
Впрочем, ряд украинских политиков постарались расставить точки над 'i' в этом вопросе. В этот раз на удивление оперативно отреагировал президент, хотя, возможно, мы так и не услышали бы мнение Виктора Ющенко, если бы не любопытство коллег-журналистов. Тем не менее, украинский президент, во-первых, четко дал понять, что Украина не допустит вмешательства извне, поскольку собственными силами 'способна обеспечить целостность и национальный суверенитет' государства. Во-вторых, заявил, что в основе газового соглашения с Россией нет никаких политических подоплек и оно не было достигнуто в обмен на согласование политических вопросов, в частности по пребыванию Черноморского флота России в Крыму. Заодно глава государства напомнил положение Конституции, запрещающее базирование на территории Украины каких-либо иностранных военных баз.
Оперативно отреагировал на слова Владимира Путина и министр обороны: по словам Анатолия Гриценко, переговоры о продлении сроков пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины ни по линии Минобороны, ни по линии МИД на сегодняшний день не ведутся. 'Никаких директив от президента ни министр обороны, ни министр иностранных дел в вопросе как использования ЧФ для избежания вмешательства во внутренние дела Украины, так в вопросе продления сроков пребывания Черноморского флота не получали. Если кто-то ведет такие переговоры, то они закулисные, тайные, а следовательно, незаконные', - заявил глава оборонного ведомства. 'Я убежден, что на территории Украины не должно быть и не будет постоянного базирования каких-либо войск иностранных государств, то ли стран - членов НАТО, то ли стран - членов Ташкентского договора о коллективной безопасности СНГ, не будет на территории Украины постоянных баз американских, польских, немецких, российских, белорусских или любых других', - заключил А.Гриценко.
Что же касается готовности России в случае обращения 'украинского народа и украинского руководства' защитить нашу страну от вмешательства извне, то министр обороны резонно заметил, что с учетом дружеских отношений с государствами - соседями Украины он не видит причин, при которых украинское руководство может обратиться за вооруженной помощью к другому государству. Примечательно, что прочие члены правительства отчего-то промолчали в ответ на такое эпатажное заявление Путина. Но было бы странно, будь это по-другому. Поскольку из Кабмина в последнее время звучат совсем другие комментарии. Вот первый вице-премьер Николай Азаров (во многом благодаря стараниям которого Украина оказалась в ЕЭП) бросился на защиту российского премьера. Последний во время визита в Киев заявил о необходимости синхронизации вступления Украины и России в ВТО. В трактовке украинского чиновника Михаил Фрадков на переговорах говорил о согласовании условий вступления в ВТО Украины и России, вопрос же о синхронизации даты вступления не поднимался.
Самоотверженного Николая Яновича вовсе не смутило, что
г-на Фрадкова, произносящего эти слова, показали в новостях несколько телеканалов. И каждый желающий мог убедиться, что и как говорил глава российского правительства. Дословно было сказано следующее: 'Если это ВТО - надо учитывать отношения ВТО с Россией и желание выстраивать стратегическое и экономическое взаимодействие в двустороннем формате. Необходимо больше консультироваться, больше обмениваться, и я бы прямо сказал - синхронизировать переговорный процесс наших стран по отношению к ВТО'. Быть может, г-ну Азарову, прежде чем комментировать слова российского премьера, стоило бы заглянуть в 'Словарь синонимов русского языка' либо в 'Толковый словарь иноязычных слов' и узнать, что слово 'синхронный' (равно как и производные от него) означает 'одновременный'. Или для первого вице-премьера, окончившего среднюю школу с медалью, стоит пояснять, что означает слово 'синоним'?
Кстати, по информации 'ЗН', в недрах Кабмина подготовлен проект президентского указа о назначении Николая Азарова уполномоченным Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Правда, в первоначальном варианте документа речь шла только об уполномоченном по вопросам европейской интеграции. И именно в таком качестве г-н Азаров намеревался поехать в Хельсинки на саммит Украина-ЕС. Однако в секретариате президента рассудили иначе, решив, что негоже отрывать процесс европейской интеграции Украины от евроатлантической. Даже если за это направление будет отвечать такой известный 'евроинтегратор' и 'евроатлантист', как Николай Азаров. Интересно, это сделали для того, чтобы окончательно похоронить евроатлантические перспективы Украины, или же инициаторы такого решения, до последнего времени выступающие за нейтральный статус нашей страны, руководствуются принципом 'чем хуже, тем лучше'?