Власти Польши объявили тендер на создание двухсотметрового канала, который позволит судам заходить в Вислинский (Калининградский) залив, минуя российские территориальные воды. Это разозлило российскую дипломатию, которая таким образом теряет одну из возможностей влияния на правительство Польши. Гнев соседа не впечатлил Варшаву. Объявлено, что канал будет открыт до 2010 г. Это означает не только значительное упрощение водного сообщения и стимул к развитию экономики. Прежде всего, это явный сигнал о том, что Польша сменила свою позицию в контактах с восточным соседом.
Проблемы и угрозы
Площадь Вислинского залива составляет несколько сот квадратных километров. По его середине проходит морская граница между Польской Республикой и Российской Федерацией. Транзитные возможности канала [так в тексте - прим.пер.] более выгодны для России. Для того, чтобы зайти в один из польских портов на побережье залива, суда должны преодолеть короткий отрезок пути по территориальным водам России. Это преимущество уже несколько лет предоставляет Кремлю возможности давления на польское правительство. Его средством является задержание судов, целью которых являются порты на польском побережье (например, Фромборк или Бранево) или отказ в проходе к месту назначения. Это делалось путем указания судну зайти в порт и его проверки, продолжительность которой зависела от прихоти российских чиновников. Такая ситуация вынуждала торговые суда подолгу стоять в России (это было тем неприятнее, что чаще всего матросы, не имея виз, были вынуждены проводить все время на палубе). Желая избежать этого, суда были вынуждены заходить в порты на побережье (Гдыня, Щецин и т.п.), что приводило к их перегрузке. Альтернативой был отказ от рейсов в Польшу. Это вело к экономическому застою в малых портах и необходимости преодоления бюрократических процедур, связанных с простоем судов. Задержки, отказ в проходе и длительный контроль - все это усиливалось вместе с ухудшением польско-российских отношений. Кремль признал возможность контроля над судами такой же эффективной формой давления на польское правительство, как эмбарго на ввоз сельскохозяйственной продукции.
Блестящее решение - канал
Правительство 'ПиС' нашло способ разрешения этой проблемы. Принято решение о прорытии канала через Балтийскую косу. Он откроет трансатлантическим судам доступ к портам на побережье Вислинского залива и устранит необходимость обхода косы и преодоления российских территориальных вод. Это также сократит время рейса, что позволит снизить стоимость плавания. В дальнейшей перспективе это способствует экономическому развитию небольших городов на побережье залива. Создание канала обойдется в несколько миллиардов злотых. Проект будет полностью профинансирован из государственного бюджета. Его реализацией займется фирма - победитель тендера. Важнейшим последствием этого решения будет обеспечение стратегического равновесия в судоходстве по Вислинскому заливу. Польские судовладельцы станут независимы от российских властей, а Кремль потеряет одну из возможностей давления на Варшаву.
Неудивительно, что эта идея моментально вызвала реакцию России. Российские дипломаты предложили подписать специальный договор о гарантиях безопасности для судов, идущих в польские порты. Взамен они потребовали отказаться от строительства канала, а, кроме того, сделали жест доброй воли в отношении поляков, решив отменить часть ограничений на импорт продуктов из птицы. Польская сторона за добрую волю поблагодарила, но отказываться от своих планов не намерена.
Россиян поддержали польские экологические организации, немедленно заявившие, что они не согласятся на строительство канала и пообещавшие устроить акции протеста. Они мотивируют это охраной природы и риском для жизни представителей фауны, обитающих в Балтийском заливе. Такой подход в полной мере демонстрирует, чьи интересы в действительности представляют экологические организации, и ставит вопрос о том, действительно ли их деятельность всегда соответствует польским государственным интересам.
Образ действия
Своими действиями польская дипломатия преодолела ставшую привычной схему отношений с Россией. До сих пор Польша проявляла поразительную податливость, соглашалась на все даже самые циничные требования Кремля. На этот раз правительство представило твердую, четкую позицию и отказалось от обсуждения этого вопроса. Благодаря столь категоричной позиции через несколько лет Польша будет меньше зависеть от Москвы, что укрепит ее независимость.
Данный случай показывает и принципы игры российской дипломатии. Многие годы она цинично пользовалась податливостью польского правительства, пугая, угрожая и соблазняя лживыми обещаниями. Но стоило полякам поставить жесткие условия, как россияне отступили и начали стремиться к компромиссу. Дипломаты, которым предстоит вести переговоры с представителями Кремля, должны запомнить этот пример.