Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Патовая ситуация на Кавказе

Как Грузия, так и Россия достигли точки, дальше которой идти нельзя

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Существует практически единственный выход из сложившейся ситуации - Грузия должна стать настолько сильной экономически, чтобы ее зависимость от русского медведя была близка к нулю, чтобы ее энергетическое обеспечение было связано не только с Россией, чтобы ее интеграция в Европу и присоединение к НАТО лишило бы противников всяческого желания играть в черные игры

На последнем саммите Европейского Союза в Финляндии президент России Владимир Путин не постыдился скрыто угрожать Тбилиси, утверждая, что 'к нашему большому сожалению, дела в Грузии движутся, очевидно, к кровопролитию'.

Размахиванию топором войны предшествовало очень примечательное событие - в Южной Осетии прошел референдум, заявивший о 'праве на самоопределение' этого непризнанного сепаратистского государства. И когда Путин говорит о кровопролитии, это может означать, что если Грузия захочет помешать планам осетин (которые почти все являются гражданами России), то русские выведут в район кризиса свои танки.

На возможное развитие событий в этом направлении указывает и то обстоятельство, что всего лишь несколько недель назад русские провели в Черном море, вблизи от границы Грузии, крупномасштабные учения, призванное произвести большое впечатление на Тбилиси.

Но глава грузинского государства Михаил Саакашвили, по мнению Кремля, ведет себя с прежним 'бараньим упрямством', заслуживая своим поведением поддержку западного мира.

Как писал влиятельный американский экономический журнал 'Business Week', решение Саакашвили назначить нашего экс-премьера Марта Лаара своим советником является единственно верным шагом. При этом неоднократно называется то обстоятельство, что эстонцы не отступили с избранного пути, несмотря на прежние грубые угрозы Кремля, и смогли добиться блестящих успехов как в своем суверенитете, так и в проведении радикальных экономических реформ.

Естественно, с той поры, когда Эстония победила в своей борьбе с Россией, в море утекло много воды, да и мир во многом стал иным.

Прежде всего, нужно помнить, что в 90-е годы минувшего века Россия была слабой и немощной. Во-вторых, что и Грузия сейчас в совершенно ином положении, чем тогда Эстония.

Экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе (который, кстати, живет в переданном ему государством доме, получает ежемесячно 550 лари и пишет мемуары), утверждал, что хотя у Грузии и есть пара полков, подготовленных и вооруженных НАТО, в случае вооруженного конфликта государство не сможет долго противостоять России. Если Кремль воспримет эти слова всерьез, он, естественно, поймет, что ружейная пальба означает для него возникновение нового кризиса, более страшного, чем чеченский. И в самом деле, почему бы Кремлю не отнестись к словам Шеварднадзе всерьез?

Из этого можно сделать вывод, что обе враждующие стороны, как Грузия, так и Россия достигли точки, дальше которой идти нельзя. На Кавказе вновь сложилась патовая ситуация, которая больнее затрагивает Тбилиси, чем Москву.

'Business Week' видит в сложившейся ситуации практически единственный выход - Грузия должна стать настолько сильной экономически, чтобы ее зависимость от русского медведя была близка к нулю, чтобы ее энергетическое обеспечение было связано не только с Россией, чтобы ее интеграция в Европу и присоединение к НАТО лишило бы противников всяческого желания играть в черные игры.

Козырные тузы экономического укрепления Грузии, похоже, пока находятся у Марта Лаара в загашнике. Но все же вызывает сомнение, что для территориальной целостности Грузии достаточно одних лишь экономических успехов. Рост военной мощи России находится в прямой зависимости от амбиций Кремля по оживлению прежней державы. Но, очевидно, в Кремле понимают и то, что если наблюдать за становлением Грузии со стороны, что-то может выйти из-под контроля.

Поэтому у Саакашвили есть только две возможности: или перенести урегулирование конфликта в неопределенное будущее (когда Грузия и на самом деле крепко станет на ноги с точки зрения экономики) или решить конфликт сразу и окончательно.

К сожалению, ни один из этих вариантов не является реальным и безболезненным. И патовая ситуация сохраняется.

___________________________________________________

Может ли Грузия сыграть 'эстонскую партию'? ("Business Week", США)