На этой неделе наиболее обсуждаемой в восточно-европейских СМИ темой являлись итоги недавно прошедшей в финском городе Лахти встречи между Президентом России В.Путиным и лидерами входящих в Евросоюз государств.
Разброс мнений политических обозревателей и журналистов был крайне широким, но все они были едины в одном - Россия начинает говорить с ЕС с позиции сверхдержавы.
Если 'старой Европе' к этому не привыкать, то у молодой части этого континента началась чуть ли не политическая истерика. И вызвана она, в первую очередь, не столько озвученной твердой позицией России по вопросам энергетического сотрудничества с ЕС, сколько осознанием того, что Кремль вновь обретает реальные возможности противостоять деструктивной политике ряда 'новых демократий', направленной против интересов Москвы.
Но не все восточноевропейцы мыслят в таком антагонистическом ключе. Стали слышны и голоса тех, кто говорит даже о необходимости налаживания прагматичных двусторонних отношений с Россией в обход Брюсселя. Наши соседи осознают, что с Кремлем лучше дружить, а конфронтация до хорошего не доведет. В этой связи интересно сделанное уже после саммита в Финляндии заявление министра экономики Латвии Айгара Штокенбергса о том, что проект прокладки Североевропейского газопровода по дну Балтийского моря более экономически оправдан, нежели его строительство через территорию стран Балтии и Польши. А это уже серьезная подвижка в позиции.
Прагматичное развитие двусторонних отношений с Россией наиболее оптимально для будущего восточноевропейского региона в целом. Поиск взаимоприемлемых решений сложных накопившихся за последние десятилетия вопросов является лучшей гарантией дальнейшего стабильного развития, нежели постоянные ссоры с Кремлем и 'таскание каштанов из огня' для 'товарища Серого Волка'.
Времена силовой геополитики и территориальной экспансии уже давно канули в Лету вместе с жестоким двадцатым веком. Россия, идущая по сложному пути демократических преобразований, создает систему обеспечения своих внешнеполитических интересов в рамках современных международных реалий. И поэтому усиление влияния Кремля не является угрозой для независимости соседей России. Хотя это и неприятно многим восточноевропейским политикам, в свое время сделавшим карьеру на разжигании ненависти к России.