Вчера Киргизстан проходил экзамен. Даже не на наличие демократии, а просто на цивилизованность. Информация о том, что в Бишкеке 2 ноября грядут серьезные акции протеста, утекла в прессу задолго до их начала. Одни говорили о митингах, другие - о революции, третьи - о перевороте.
Никто не даст нам избавленья
Где-то к 15.00 к президентскому дворцу в Бишкеке начала подтягиваться оппозиция. Колонну Киргизской социал-демократической партии (привет камраду Боярсу) возглавляла видавшая виды грузовая "газель", в кузове которой стоял партактив с красными киргизскими знаменами и синими партийными флагами. Кроме актива в кузове уместился магнитофон с колонками, из которых лилась бодрая киргизская музыка, чем-то напоминающая марш энтузиастов. Вслед за "газелью" растянулись оппозиционеры числом около тысячи человек, которые минут на пять остановили движение общественного транспорта. На большинстве из них гордо развевались красные шарфы, что сильно смахивало на первомайскую колонну.
Водители и пассажиры троллейбусов с любопытством рассматривали идущих на митинг, какая-то прохожая истошно кричала: "Мир!", "За голубое небо над головой!" Ей из колонны нестройно отвечали: "Вперед!" - и поворачивали прибитые к палкам таблички с лозунгом: "Бакиев, кет!" ("Бакиев, прочь!"). Окрестные торговцы настороженно проводили колонну взглядом, часть из них принялась закрывать палатки и забегаловки.
В эпицентре событий на центральной площади Ала-Тоо к 16.00 собралось около 5-6 тыс. человек. На трибуне, сменяя друг друга, оппозиционеры клеймили действующую власть, периодически призывая митингующих сохранять спокойствие и соблюдать дисциплину. Один из выступающих даже попросил убрать с площади непонятно откуда взявшегося всадника вместе с его лошадью. Собравшимся также было предложено воздержаться от спиртного и немедленно сообщать милиционерам о случаях его употребления морально нестойкими соратниками-протестантами.
В целом события на огромной площади больше напоминали народные гулянья, чем массовую акцию протеста. Бабушка с внучкой, студенты, прогуливающие занятия, прочие обыватели явно руководствовались любопытством, а не революционными настроениями. Кроме того, непонятно откуда взялась цифра в 50 тыс. митингующих, которую озвучил с трибуны один из выступающих. Наверное, на Ала-Тоо один человек шел за десять.
О спасении утопающих
Между тем прогнозы по поводу исхода митинга изначально разнились. "Прольется кровь. И это будет не только кровь баранов", - зловеще сообщил мне местный бизнесмен за пару дней до митинга. "Хватит нам революций, народ устал. Побузят и разойдутся", - утверждала коллега-журналистка.
Революция, в ходе которой бывший президент Аскар Акаев уступил место нынешнему Курманбеку Бакиеву, имела место 24 марта прошлого года. Все бы ничего, но она сопровождалась двухдневными погромами и мародерством, в ходе которого большинство центральных магазинов Бишкека оказались разграблены, а остальные торговцы-бизнесмены отстаивали в буквальном смысле с оружием в руках.
Не удивительно, что ответственней всех к назначенному на 2 ноября митингу отнеслись предприниматели. В гостинице Hyatt Regency Bishkek с утра подсунули под дверь записку, в которой руководство отеля убедительно просило постояльцев не покидать территорию гостиницы. Принадлежащий туркам торговый центр Plaza от греха подальше закрылся, мест-ный ЦУМ усилил охрану.
Часа в три дня рядом с ЦУМом, в переходе под перекрестком улиц Чуй и бывшей Советской, пожилая русская женщина задвигала железные щиты на своем киоске, где продавались канцтовары, и интересовалась у соседки: "А нас этот день отрабатывать за-ставят?"
Почему митингуют?
Киргизия бедная страна. Средняя зарплата здесь около 50 долларов США. Буквально на днях минимальная официальная зарплата была поднята до 340 сомов (меньше 7 EUR), на которые можно купить 11 пол-литровых бутылок Coca-Cola.
Полтора года назад все было просто и понятно - есть семья Акаева, которая дружно сосет кровь трудового народа. Надо заменить президента, и тогда все будет хорошо. Заменили. Однако время идет, а в среднеазиатскую Швейцарию Киргизстан не превращается. Обидно. И вот уже та же самая оппозиция собирает тех же самых крестьян и ведет на ту же самую площадь. Требования оппозиции несколько расплывчаты. Хотим конституционную реформу, заявляет оппозиционное движение За реформы! "Я никуда не убегаю, я пришел к вам, - отвечал Курманбек Бакиев на вчерашнем заседании Жогорку Кенеш (Верховный совет, парламент. - А.Ш). - Давайте вести переговоры!"
Семья Бакиева подмяла под себя весь бизнес, утверждает оппозиция. "Документально подтвердите, что какой-то государственный объект перешел мне или моим родственникам, и я тут же верну его государству", - парирует Бакиев. В общем, разговор глухого с немым. Пока, впрочем, он ведется без применения нецивилизованных методов.
Среднеазиатский выбор
Нынешнее великое киргизское противостояние на самом деле - очень важный выбор, которой предстоит сделать стране. Это выбор между жестким подавлением сопротивления в стиле узбекского лидера Каримова (которого, кстати, любезно принимала в Риге Вайра Вике-Фрейберга) и действиями Акаева, который предпочел эмигрировать, чтобы избежать большего числа жертв. Это выбор между украинской "оранжевой революцией", где единственными жертвами стали пикетчики, наевшиеся не-свежих продуктов, и стрельбой из танков по российской Госдуме в 1993 году. Там жертв увозили не к гастроэнтерологу, а к патологоанатому. В любом случае лучше отравиться несвежими галушками, чем слезоточивым газом. Получить кулаком в ухо менее вредно для здоровья, чем пулю в лоб. Ухо заживет, а лоб может никогда и не пройти. Тем более что травиться и травмироваться предложено простому люду, регулярно завозимому на площади столиц из деревень, хуторов и аилов. Ельцин и Руцкой, Ющенко и Янукович, Каримов и Акаев оставляют за собой общее руководство, не вмешиваясь в сопутствующий революциям мордобой и перестрелки. В Бишкеке вчера вечером сохранялись надежды на мирное разрешение конфликта. Тьфу-тьфу-тьфу.