Чарльз Грант (Charles Grant)
Возглавляет один из ведущих политологических институтов Британии - Центр европейской реформы.
Окончил Кембриджский университет. С 1986 по 1998 год был экономическим, затем военным обозревателем журнала The Economist. Считается одним из ведущих британских специалистов по европейской интеграции и российско-европейскому сотрудничеству. По вопросу взаимоотношений Россия - ЕС занимает, как правило, достаточно взвешенную позицию. В 2000 г. осудил введение санкций ЕС против России, которые были мотивированы нарушением прав человека в Чечне. Регулярно публикует аналитические статьи и выступает в качестве эксперта по вопросам отношений России и Евросоюза.
В статье 'Что делать с Россией?' (The Guardian, 23.10) Чарльз Грант утверждает, что выработку единого подхода к России можно с полным правом назвать самым трудным на сегодняшний день внешнеполитическим вопросом для Европы. Политолог видит проблему в том, что крупнейшие страны Евросоюза - Великобритания, Франция, Германия и Италия - проводят собственную политику в отношении России и не хотят действовать в общеевропейском русле. Говорится, что лидер каждой из этих стран в свое время добивался от В.В.Путина установления особых отношений, что дало возможность российскому Президенту 'искусно сталкивать их лбами'.
Отмечается, что по вопросу отношений с Россией в Европе все еще наблюдается разделение на три основных лагеря: пророссийский во главе с Францией, Германией и Италией, антироссийский во главе с Польшей и странами Балтии и нейтральный, в котором состоит, в том числе Великобритания. И когда бы Брюссель ни пытался выработать единую линию в отношениях с Москвой, он оказывается не способен ни на что, кроме символических заявлений.
С точки зрения эксперта, сформировать единый подход Европе будет легче после ухода Ж.Ширака с политической арены, поскольку критику европейцев в адрес В.В.Путина сдерживало и сдерживает зачастую только личное вмешательство французского лидера.
В представлении Гранта новая 'российская политика' Евросоюза должна строиться на основе нескольких моментов. В первую очередь с Россией нужно разговаривать: у Европы и России столько общих интересов, что Брюссель должен всегда находиться в тесном контакте с Москвой, чтобы ни происходило внутри России. В то же время качество отношений необходимо поставить в зависимость от готовности Кремля следовать европейским ценностям. По мнению аналитика, Брюссель при этом должен признать, что у Европы нет возможности влиять на внутреннюю политику России. Наконец, самым главным вопросом для ЕС должно оставаться состояние стран, являющихся общими с Россией соседями: Брюссель должен сопротивляться любым попыткам России интегрировать их в собственную политическую систему.