Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Создается впечатление, что польскому правительству снова удалось самому себе поставить подножку. В начале недели министр иностранных дел Польши Анна Фотыга заявила, что страна будет блокировать переговоры о новом договоре о партнерстве между ЕС и Россией, пока Москва не ратифицирует международную Энергетическую хартию. Но уже два дня спустя энергетика была снята с повестки дня

Европа должна настоять на том, чтобы Россия подписала Энергетическую хартию. Если российский рынок не будет открыт, то уже через пару лет в снабжении Европы начнутся перебои.

На повестке дня

Создается впечатление, что польскому правительству снова удалось самому себе поставить подножку. В начале недели министр иностранных дел Польши Анна Фотыга (Anna Fotyga) заявила, что страна будет блокировать переговоры по новому договору о партнерстве между ЕС и Россией, пока Москва не ратифицирует международную Энергетическую хартию. Но уже два дня спустя энергетика была снята с повестки дня. Вместо этого польский премьер Ярослав Качиньский (Jaroslaw Kaczynski) заявил, что России следует лишь отменить запрет на ввоз в страну польской мясной продукции. А затем уже, по его мнению, можно обсуждать будущее сотрудничество.

Резкая смена польской стратегии глупа и, к тому же, наносит вред интересам ЕС. Конфликт вокруг экспорта мяса, даже если бойкот вызван политическими мотивами, - это дело двух стран, которое они и должны разрешить между собой. Оно не имеет ничего общего с проектом будущего соглашения о партнерстве. Делая заложником в этом конфликте весь ЕС, Польша тем самым подрывает к себе доверие.

Россия отказывается открывать свой рынок

Дело с Энергетической хартией обстоит совсем иначе. Здесь речь идет о надежности снабжения всей Европы. Изначально потребовав от России ратификации, прежде чем продолжать переговоры о партнерстве, Польша была совершенно права. Такая позиция могла бы стать основой для нового, более реалистичного отношения ЕС с Москвой.

Россия отклоняет Энергетическую хартию и ее дополнительный Транзитный протокол в связи с тем, что не собирается открывать доступ иностранным компаниям к своим системам экспорта нефти и газа. В то же время российские концерны пытаются всеми средствами проникнуть на европейский рынок. Во вторник энергетический концерн 'Газпром', контролируемый государством, заключил соглашение с итальянским энергетическим концерном Eni, на основе которого русские смогут поставлять газ непосредственного конечному потребителю. Строящийся российско-германский Балтийский газопровод, мажоритарным владельцем которого является 'Газпром', будет служить той же цели. А кроме того, благодаря обмену активами с Wintershall, дочерним предприятием концерна BASF, 'Газпром' существенно расширяет свое присутствие в Германии.

Итак, российские энергетические компании давно уже здесь, однако продолжают ограждать свой собственный рынок от любого участия западных фирм. В связи с такой диспропорцией представители стран ЕС до сих пор настаивали на ратификации Россией Энергетической хартии, как это было недавно во время встречи в Берлине канцлера Германии Ангелы Меркель с Качиньским. Поэтому обвинение Польши в упрямстве в этом вопросе является лицемерным. Предполагаемое новое соглашение о партнерстве не может заполнить пробелы в энергетической политике, потому что просто не затрагивает не угодных для России моментов.

Польша не зря весьма болезненно реагирует на доминирование России на энергетическом рынке. Конфликт вокруг поставок газа между Украиной и Россией в начале года наглядно показал, насколько беззастенчиво 'Газпром' использует свои ресурсы в целях политического или экономического давления. За последние месяцы Польша и сама почувствовала, что это значит, вступить в конфликт с российскими фирмами. После того как аукцион на приобретение литовского нефтеперерабатывающего предприятия выиграл, вопреки ожиданиям, не российский монополист 'Транснефть', а польский нефтяной концерн PKN Orlen, российский владелец трубопроводов, не долго думая, просто перекрыл предприятию поставки нефти. Официальной причиной были названы необходимые ремонтные работы, но как бы там ни было, а нефтеперерабатывающее предприятие уже несколько месяцев стоит без нефти. В НАТО также обеспокоены опасностью расширения монополии России на этом рынке.

Но ЕС следует настаивать на ратификации Энергетической хартии не только из-за опасений российской экспансии. Без открытия рынка и допуска западных инвесторов Россия уже очень скоро столкнется с проблемами в снабжении, которые могут серьезно сказаться на экономике европейских стран. Как показывает подробное исследование брюссельского аналитического центра Center for European Policy Studies, работающего с российской статистикой, уже в 2010 возникнут серьезные перебои в снабжении российским газом. Главная причина заключается в том, что 'Газпром' в одиночку не в состоянии осваивать в достаточном объеме новые мощности и одновременно содержать в полной исправности свои трубопроводные сети.

Европа сильнее, чем думает

Перед лицом этой опасности было бы совершенно ошибочным избавлять Россию от ответственности. Переговорные позиции ЕС, если его члены смогут договориться о единой линии, намного лучше, чем зачастую утверждается. Россия зависит от Европы, по меньшей мере, точно так же, как от нее Европа. Если Европа займет твердую позицию в переговорах с Кремлем, то не придется опасаться, что российский газ вскоре потечет только в Азию.

Польское вето на начало переговоров могло бы стать импульсом для более конкретной политики ЕС в отношении России. Но попытка эта, по-видимому, провалилась - из-за непоследовательности Польши и некомпетентности Запада.