Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В фокусе эксперт: Арно Дюбьен

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российско-грузинские отношения в последнее время настолько осложнились, что ожидаемое увлечение цен - не более чем деталь общей картины. Назвать же это украинским сценарием можно только с натяжкой. Во-первых, Тбилиси получает из Москвы ограниченный объем поставок. Во-вторых, со следующего года Грузия станет получать газ из Азербайджана через газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум. В-третьих, европейцы уделяют меньше внимания спорным вопросам между Грузией и Россией, так как они не касаются их напрямую: Грузия не является транзитной страной.

Арно Дюбьен (Arnaud Dubien)

Старший научный сотрудник парижского Института международных и стратегических отношений (IRIS). Окончил Национальный институт восточных языков и цивилизаций, Институт политических исследований в Париже. В прошлом входил в группу консультантов по проблемам Каспия при МИД Франции, был консультантом в Министерстве обороны. Читает курс лекций 'Внешняя политика СССР и России' в Национальном институте восточных языков и цивилизаций и 'Геополитика постсоветского пространства' в университете Париж-XIII. Специализируется в области современных международных отношений, политических и экономических процессов в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Главный редактор аналитического издания Russia Intelligence.

Швейцарская Le Temps (4.11) приводит мнение политолога по поводу кризиса между Россией и Грузией. Внимание акцентируется на политической подоплеке заявления 'Газпрома' о намерении повысить цены на газ для Грузии и возможности повтора газовой войны. Дюбьен настаивает, что решение 'Газпрома', обнародованное еще в конце августа, ни для кого не стало сюрпризом, в том числе для Грузии. Оно, безусловно, является политическим ходом, но не ответной мерой. Российско-грузинские отношения в последнее время настолько осложнились, что ожидаемое увлечение цен - не более чем деталь общей картины. Назвать же это украинским сценарием можно только с натяжкой. Во-первых, Тбилиси получает из Москвы ограниченный объем поставок. Во-вторых, со следующего года Грузия станет получать газ из Азербайджана через газопровод Баку - Тбилиси - Эрзурум. В-третьих, европейцы уделяют меньше внимания спорным вопросам между Грузией и Россией, так как они не касаются их напрямую: Грузия не является транзитной страной.

Дюбьен считает маловероятным использование Россией 'энергетического оружия', т. к. от прекращения поставок газа пострадает не только Грузия, но и союзник России - Армения. Наиболее же действенным способом давления остается поддержка Москвой Южной Осетии и Абхазии. Дюбьена гораздо больше волнует предоставление российского гражданства населению этих регионов, чем повышение цен на газ, поскольку в нужный момент Россия сможет сослаться на защиту прав своих сограждан для военного вмешательства. Референдум о независимости Южной Осетии (12 ноября) может послужить предлогом для усугубления кризиса.

Не отрицая, что повышение цен на энергоносители является показателем ухудшения отношений между РФ и бывшими республиками СССР, эксперт отмечает, что 'Газпром' хотел бы поднять цены для всех, включая Белоруссию. Близость республик бывшего СССР к Кремлю в настоящий момент не гарантирует им льготных тарифов, поскольку 'Газпром' хочет установить цены на уровне мировых.