На саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в Ханое США и Россия подписали документ, открывающий Москве путь во Всемирную торговую организацию (ВТО). Теперь Латвия может надеяться на рост своей транзитной отрасли и на то, что ее шпротам не закроют дорогу в Россию.
Протокол, подтверждающий завершение двусторонних переговоров о вступлении России в ВТО, подписали российский министр экономического развития Герман Греф и торговый представитель США Сьюзан Шваб. Теперь для окончательного вступления в ВТО России требуется провести формальные процедуры подписания аналогичных протоколов еще с несколькими странами, переговоры с которыми фактически уже завершены, в том числе с Молдавией и Грузией.
Хотя у Москвы очень непростые отношения с данными государствами, многие эксперты не видят в этом проблемы. Не имея большого политического веса, эти страны не смогут заблокировать присоединение России к ВТО, которое ожидается летом 2007 года.
Гораздо больше в России опасались другого - открытого экономического соревнования со всем миром, ведь, по правилам ВТО, любые услуги или товары могут быть ввезены на территорию страны без каких-либо ограничений. Раньше в Москве очень не хотели подобной либерализации, особенно в финансовой сфере. Но сейчас полагают, что все обойдется. Так, министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что не видит опасности для российских банков. Как полагает министр, приток иностранного капитала в эту сферу может только усилить экономику государства.
Экспертиза
Айгар ШТОКЕНБЕРГС, экс-министр экономики, около месяца назад подписавший ряд латвийско-российских экономических соглашений:
- Прежде всего, подписание российскими властями договора о вступлении Российской Федерации в ВТО означает, что наши соседи официально берут на себя обязательства соблюдать международные правила игры в экономике, торговле и т.д. У Латвии, в отличие от ряда других стран, в этой плоскости нет особых конфликтов с Россией. Для нас расширение ВТО за счет вступления в эту организацию России важно, прежде всего, появлением большей предсказуемости в торговых отношениях наших стран.
Есть, впрочем, и более конкретные проблемы. В частности, речь может идти о двух важных аспектах наших отношений. Во-первых, это протекционистские железнодорожные тарифы, которые пока в направлении российских портов по целому ряду грузов ниже, чем в направлении стран Балтии. Нормы ВТО позволяют надеяться, что тарифы в итоге будут выравнены и конкурентоспособность транзита через Латвию вырастет.
Во-вторых, защита интеллектуальной собственности, большое внимание которой уделяли в ходе переговоров американцы. Для Латвии выполнение этих требований позволит надеяться, что будет снижено количество подделок латвийских товаров. Например, это касается "Рижских шпрот".