"Галантерейщик и кардинал это сила". Господин Боанасье, к/ф 'Три мушкетера'
В Борисполе задержали Максима Курочкина. Он же гражданин России. Он же исполнительный директор 'Российского клуба'. Он же 'Макс Бешеный'. Он же 'Валентина Панияд, воровка на доверии' - (с) Глеб Жеглов.
Казалось бы, ну задержали. Ну и черт с ним. Но нет. Украинские журналисты представляют это событие главной новостью дня. В итоговых недельных передачах политологи будут разгадывать 'тайну визита Курочкина'. А украинским политикам, как оказывается, кроме этого задержания больше нечего комментировать. Остается только устроить обсуждение в рабочих коллективах и подготовить ноту МИДа.
Матрица российско-украинских отношений не меняется уже два десятилетия: Затулин, Курочкин, Голодомор, Тузла, ОУН-УПА. . . И так без конца и края.
Но раз нас, граждан Украины, настолько интересует Россия, то почему мы интересуемся такими глупостями, как задержание Курочкина? Почему наши журналисты показывают это в новостях, политологи анализируют это, а политики комментируют? Дело ведь не в Курочкине. Кому он по большому счету интересен? Кому до него есть дело, кроме милиции и российского консульства?
Но оказывается нам чрезвычайно интересны курочкины. Нам есть до них дело. И это наша беда.
Украинское бессознательное
На Украине пристально наблюдают за Россией. Особенно те, кто связан с политикой: общественные деятели, журналисты и политологи. Что интересно: без России себя не могут представить ни те, кто причисляют себя к 'пророссийским силам', ни те, кто называет себя 'патриотом' и 'сознательным украинцем'. Украинские журналисты ищут тайный смысл в благоглупостях Затулина и в интермедиях Жириновского. Украинские политологи вчитываются в обращение Путина к российскому народу и объясняют, в каких местах российский президент имел в виду Украину.
Но мало кто в Украине пытается разобраться в том, что в действительности представляет современная Россия. Какую политику она строит. Какие у нее цели и задачи.
Учитывая, что Украина несамоопределена, то единственная возможность строить собственную политику для ничего не понимающей про себя Украине, - это разобраться в том, 'Что есть Россия/Евросоюз/США и т.д.?'. И понять, какую политику основные геополитические игроки могут/будут и уже строят в отношении Украины. Только таким образом, рассуждая от противного, несамоопределенная Украина сможет выстроить некое подобие собственной политики.
Но если эта работа не будет проделана, то Украина будет и дальше фантазировать на тему 'намеков Кремля', 'надежд Вашингтона', 'подмигиваний Брюсселя' и 'подмахиваний Варшавы', не понимая, что же происходит в действительности. А украинский народ будет потихоньку сходить с ума, и биться в истериках а-ля 'не пустим НАТО в Феодосию' или 'поможем братьям-грузинам'.
А начать надо с того, что все, что имеет отношение к России, у нас свалено в одну кучу. Говоря 'Россия' понимают все что угодно: Президента Путина и галериста Гельмана, рядового депутата Госдумы Затулина и главу 'Газпрома' Миллера. Иногда под 'Россией' понимают даже владельцев крупного частного бизнеса - так называемых олигархов. Набор каких-то вырванных их контекста фактов из российской жизни, зачастую провокативно-развлекательного характера являются для нас пониманием России. Говоря языком медицины, наше знание о России является бредом.
Тем временем в России есть люди, которые прекрасно понимают, что на 'украинском бреду' можно делать политическую карьеру. И Затулин, и Рогозин и Жириновский - российские политики, которые зарабатывают баллы на Украине. Украина - это удачная площадка для борьбы за 'права соотечественников', 'расширение русского культурного пространства' и 'возрождение СССР'. Но конечный потребитель этих политических заклинаний находится за пределами Украины - это российский избиратель.
Украинские политики в свою очередь тоже с удовольствием играют в эти игры - подискутировать с 'Россией' в лице Жириновского любят и 'патриоты', и 'европейцы', и 'пророссийские'. Достаточно посмотреть, например, 'Свободу Слова' Шустера, чтобы понять схему: заранее прогнозируемый конфликт, где буйные представители двух стран самозванно олицетворяют себя с 'Россией' и 'Украиной'.
В результате все довольны: политики повышают рейтинги, журналистам есть, кого цитировать, а гражданам есть, о чем поболтать на досуге.
Шоу удалось. Но к действительности это не имеет никакого отношения.
Что такое современная Россия?
Не стоит идеализировать сегодняшнюю Россию. Ее всемогущее чиновничество, напоминающую КПСС периода застоя правящую партию, лоснящихся от нефте- и газодолларов олигархов и нищий в основной массе народ. Конечно же, современная Россия это не только Садовое кольцо и подмосковные коттеджные поселки так называемой элиты. Но и не стоит думать, что современная Россия это только окончательно спившееся Нечерноземье.
Что же в действительности представляет собой современная Россия?
Еще совсем недавно всем казалось очевидным, что Россия развалится на несколько десятков государств. Война по типу чеченской должна была начаться в большинстве национальных республик. Россия была списана с корабля субъектов мировой политики, как в начале 20 века была списана Австро-Венгрия и Турция.
Но насколько России не повезло с Ельциным, настолько повезло с Путиным. С 2000 года Россия стала меняться на глазах. И Владимиру Путину надо отдать должное.
За свой первый срок он выполнил главную задачу - остановил, кажущийся неизбежным, распад России.
Второй срок Путин посвятил постройке государственного энергетического бизнеса мирового масштаба, укрощению олигархов, и возвращению вывезенных денег. Одним словом, когда была решена задача территориальной целостности, путинская Россия стала зарабатывать. Учитывая особенности добывающей экономики, зарабатывать Россия стала в основном на экспорте нефти и газа.
Следующий этапом развития России, очевидно, станет модернизация. По всей видимости, именно этим предстоит заниматься преемнику Владимира Путина. Деньги, заработанные на нефти и газе, будут пущены в развитие инфраструктуры, в обновление добывающей сферы, на реформирование ЖКХ и на другие общестрановые проекты. О масштабности и затратности будущих проектов можно судить по проекту Северо-Европейского газопровода. Итак, как минимум в ближайшие десять лет (два срока преемника) Россия будет занята модернизацией.
Чем мы интересны России?
Позиция современной России в отношении бывших советских республик была сформулирована все тем же Путиным в марте 2005 года: 'СНГ - это форма цивилизованного развода'. Но не надо искать в словах Путина тайные смыслы. Они означают лишь одно: Россия признает независимость бывших советских республик со всеми вытекающими последствиями.
Теперь Россия будет 'сосредотачиваться' в своих границах. Страшному сну украинского 'патриота' о русских танках во Львове не суждено сбыться. Также как, кстати, не будет танков в Риге, Тбилиси и Варшаве.
Очевидно, в России осознали гибельность 'последнего похода в Европу' в 1945 году и бессмысленность Варшавского блока. В России поняли, что внешнее управление другими странами не приводит ни к чему хорошему, кроме сопротивления местного населения и порче репутации. В России осознали, что брать дополнительную ответственность за другие государства - большой риск. Кстати, сейчас на грабли СССР наступил Евросоюз, включив в свой состав практически всю Восточную Европу. Но будущие бархатные революции в ЕС - отдельная тема.
Поэтому не стоит обольщаться ни 'патриотам', ни 'пророссийским' - Украина не занимает особенного места в российской политике. Никто в Кремле не мечтает присоединить или развалить Украину. По большому счету интересы современной путинской России по отношению к Украине чрезвычайно прагматичны. Они далеки от мифической 'русской цивилизации' и 'возрождения империи'. Интересы России к Украине формулируются исходя из ее целей: зарабатывать, модернизироваться и подавлять угрозы распада России.
Главный интерес России заключается в украинских транспортных мощностях (газ, нефть и нефтепродукты). В первую очередь Россия заинтересована в транзите газа.
Но не стоит обольщаться и тут. Россия заинтересована не столько во 'владении трубой', сколько в том, чтобы газ поставлялся через территорию Украины по графику и в обозначенных объемах. Чтобы в пути газ не 'терялся', не 'отбирался' и не 'реэкспортировался'. России нужен прогнозируемый транзитер. Именно поэтому Россия настаивает, чтобы все газовые переговоры велись исключительно между хозяйственными субъектами, а не между правительствами. Конечно же, если будет возможность прибрать к рукам 'украинскую трубу', то никто в Кремле отказываться от этого не будет. Но верить в то, что Кремль готов начать третью мировую войну из-за 'украинской трубы' просто смешно.
Кроме транспортировки газа и нефти, у России есть другая проблема, которая может быть решена с помощью украинского потенциала. Россия - вымирает и поэтому заинтересована в гражданах Украины, как в переселенцах. Кроме того, для будущих проектов модернизации нужны рабочие руки. Очевидно, что в ближайшее время в России могут быть приняты сверхлиберальные миграционные законы. Если Кремлю удастся переломить чиновничье и правоохранительное лобби, то Россия станет такой же миграционно привлекательной страной, как США в конце 19-го - начале 20-го веков.
Итак, на самом деле, кроме 'трубы' и граждан, особых интересов на Украине для России нет. Говорить о том, что Россия против вступления Украины в НАТО - неверно. Правильно говорить о том, что Россия хочет иметь прогнозируемые границы. Да, Россия не скрывает, что ей выгоднее иметь под боком союзника или нейтрального соседа. Но в первую очередь в Кремле хотят понимать, какую политику нужно строить в отношении Украины - как к члену конкурирующего военного блока, как к союзнику или как к нейтральному государству. И в случае, если Украина заявит свою четкую позицию относительно вступления в НАТО, генштабу России придется построить новую концепцию обороны исходя из того, что Украина - потенциальный противник.
И русский язык, и НАТО, и цена газа - все это проблемы Украины. Исключительно Украины. И если кто-то надеется, что в Украину пришлют из Москвы генерал-губернатора, который решит все наши проблемы, то он глубоко ошибается. Также как и ошибается тот, кто думает, что за Кремлевской стеной сидит диктатор, который просыпается с мыслью о присоединении Украины.
А то, что говорят Жириновские, Затулины, Курочкины, Рогозины и им подобные - просто политический цирк. Если нас устраивает замена действительности на арену шапито - это наши проблемы. Но надо помнить, что рано или поздно и цирк, и клоуны уедут. А мы - останемся.
Семен Уралов для "Политэ"
___________________________________________________________
Мониторинг - читатель ИноСМИ.Ru Hayate