Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Голоса с того света рассказывают о попранной свободе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Александр Литвиненко умирал в страшных мучениях, но с достоинством, насколько это возможно для человека, изнутри разрушенного радиацией. Прежде всего нужно сказать, что то, как он умер, не должно заслонить от нас причины его смерти, потому что иначе победа достанется его убийцам, а его позиция, такая редкая и требующая такой неординарной отваги, окажется просто деталью старой истории

Недавно были убиты двое из наиболее яростных критиков Путина. Обвинения, высказанные последней жертвой, необходимо принимать всерьез

Александр Литвиненко умирал в страшных мучениях, но с достоинством, насколько это возможно для человека, изнутри разрушенного радиацией. Прежде всего нужно сказать, что то, как он умер, не должно заслонить от нас причины его смерти, потому что иначе победа достанется его убийцам, а его позиция, такая редкая и требующая такой неординарной отваги, окажется просто деталью старой истории.

Кроме того, это означало бы, что мы поддаемся влиянию сомнительного возбуждения, которое обычно окутывает подобные шпионские убийства. Заголовки вроде "Из России с ланчем", появившиеся в газете "Sun" и озвученные (как ни странно), в новостях на Channel 4, смешивают мир Джеймса Бонда с убийством британского гражданина иностранной державой или ее агентами на суверенной британской территории. Подобные заголовки умаляют значение этой смерти и самопожертвования убитого.

Собственно говоря, определенная связь есть, но "Sun" пока не удалось нам ее продемонстрировать. В "Казино Рояль", вышедшем на московские экраны на прошлой неделе, показан убийца, который безнаказанно действует на иностранной территории, но при полной поддержке своего правительства. Британцы поступают так в кино, а русские, похоже, и в жизни. Если это действительно так, то это просто спонсируемый государством терроризм, ведь человек, разгуливающий по Лондону в облаке радиоактивного излучения, представляет серьезную угрозу для окружающих. И это не говоря уже об отвратительной просчитанной жестокости этого убийства.

Литвиненко ждал смерти и знал, что жизнь в Великобритании его не защитит. Слишком много Европа видела сбитых вертолетов и нераскрытых убийств. Он наверняка знал, что с момента прихода к власти Путина на постсоветском пространстве погибло более 20 журналистов. Однако Литвиненко не удовольствовался обвинением преемницы КГБ - ФСБ - в планировании убийства финансиста Бориса Березовского, за что против него самого были выдвинуты обвинения в коррупции, и вновь полез в петлю, обвинив ФСБ в организации взрывов в 1999 г., в результате которых погибло около 230 человек, а Путин смог начать войну в Чечне.

Его судили заочно и признали виновным в злоупотреблении служебным положением - типично советская всеобъемлющая формулировка. Его семья подвергалась гонениям со стороны ФСБ, ему самому сообщили, что его жизнь в опасности. Но он продолжал настаивать на своих обвинениях, в последний раз заявив о них в клубе Frontline Club в Паддингтоне (Лондон). Там он обвинил Путина в убийстве журналистки Анны Политковской. Он говорил без эмоций и терпеливо ждал, пока переводчик переведет его слова.

Поскольку не исключено, что он погиб частично и из-за этого выступления, его стоит процитировать. "Анна Политковская пришла ко мне и спросила о ФСБ. После публикации книги "Путинская Россия" он получила несколько угроз, напрямую из Кремля. Она спросила: "Они могут меня убить?" И я честно сказал: "Да, могут", и предложил, чтобы она покинула страну, по крайней мере, на время. Путин передал угрозу через одного из ее друзей. Ей сказали, что угроза исходит напрямую от Путина: Я абсолютно убежден, что в России есть только один человек, который мог убить Анну Политковскую, учитывая ее положение и славу. Это Путин".

Можете считать эти слова голословным утверждением. Доказательств того, что Путин приказал убить ее, нет, а его заявление, что мертвая она доставляет большей проблем его правительству, чем живая, кажется убедительным. То же самое теперь можно сказать и об убийстве Литвиненко. Однако такой блеф не является чем-то из ряда вон для бывшего замглавы отдела КГБ на Ангелика штрассе в Дрездене. Шпион лжет почти бессознательно, а высказанное президентом сомнение в подлинности последнего заявления Литвиненко в прошлую пятницу подозрительно похоже на попытку защититься.

За несколько месяцев до убийства Политковской я неожиданно получил экземпляр "Путинской России" с ее автографом. Поразительная черта ее деятельности и речи Литвиненко в Frontline Club - это их спокойная настойчивость в вопросах падения России. Политковская также не стыдилась реагировать как женщина. "Я не политический аналитик, - пишет она во вступлении к книге. - "Я просто один человек из множества, лицо в толпе в Москве, Чечне, Санкт-Петербурге или где-нибудь еще. Это мои эмоциональные отклики, записанные на полях той жизни, которой живет сегодня Россия: Я живу в настоящим, записывая увиденное".

Ее журналистика была высокого класса. Она умела увидеть человеческие подробности, которые делали удаленную трагедию близкой. Вот она пишет о женщине, добивающейся правосудия в российских судах: "Нина Левурда, ушедшая на пенсию, 25 лет проработав школьной учительницей, - грузная медлительная женщина, пожилая и уставшая от всевозможных недугов: Она мать без сына. Даже хуже: мать, не знающая правды о сыне". Читая о злоключениях этой женщины, таскающейся по судам, а затем ждущей три дня без еды, воды или сна, чтобы увидеть офицера своего сына, начинаешь понемногу осознавать угрюмую мужскую бессердечность, которая консолидировалась в путинской России.

Литвиненко и Политковская дружили около трех лет. Они начали с очень разных позиций в российском обществе, а встретились в Лондоне, после того как он осудил гангстеризм, бывшей частью его службы в КГБ и ФСБ, а она завоевала значительный моральный авторитет за тот краткий период, когда российские СМИ были свободными. Эта встреча типична для современного Лондона, который превратился в один из подлинно интернациональных городов мира, в сцену, на которой выступают многочисленные общины эмигрантов, увязших в борьбе, часто непонятной принимающей стороне.

Российские олигархи, как пользующиеся расположением Путина, так и опальные, встречаются со шпионами, чеченскими борцами за свободу, активистами, золотоискателями и журналистами - все они каким-то образом оказались в этой благополучной и политически умеренной зоне. В этой толпе оказывается и бывший советник Тэтчер лорд Белл, который помогает Березовскому с пиаром, и бывший советник Блэра Тим Аллан, чья компания, Ketchum, пытается убедить нас всех, что послужной список Путина в сфере прав человека не так уж плох. Это лишь одна история в водовороте этого открытого города, и она гораздо более законченная, драматичная и полная нюансов, чем любой современный роман с местом действия в Лондоне.

Простая причина, по которой Березовский, Политковская, Литвиненко и его приятель, лидер чеченских сепаратистов Ахмед Закаев чувствовали, что могут спокойно приезжать сюда, жить здесь и заниматься бизнесом, - это свободное общество. Но для поиска убийц Литвиненко это может оказаться серьезным недостатком. Кроме того, они почти наверняка исчезли. Пока нельзя сказать, было ли это сделано по указу Путина, или все шло от чеченской войны, или неизвестная группа бывших российских шпионов раздобыла полоний-210 и скормила его бывшему коллеге, или кто-то из единомышленников Литвиненко решил принести его в жертву, чтобы навредить Путину. Более того, мне кажется, что этого мы не узнаем никогда.

Но не будем забывать очевидное. Политковская и Литвиненко получили недвусмысленные угрозы, которые, по их мнению, шли из Кремля. Литвиненко знал, как ФСБ избавляется от противников - в конце концов, он сам отказался убивать, - и посоветовал Политковской как другу серьезно отнестись к этим угрозам. Теперь они оба мертвы. Вред, нанесенный репутации Путина, и попытки Аллана реабилитировать его вовсе не исключают российского президента и его головорезов из числа подозреваемых.

И не стоит забывать, что меньше чем за семь недель замолчали два видных критика Путина. Досадное совпадение? Вряд ли. Прочтите книгу Политсковской, и вы со мной согласитесь.

____________________________________________________________

Что это - начало новой 'холодной войны'? ("The Financial Times", Великобритания)

За спинами убийц - мрачная правда путинской России ("The Guardian", Великобритания)