Шпионы СВР на Западе просматривают извещения о смерти, пролистывают газеты, ведут розыски в городских архивах. Они охотятся не за информацией, а за именами. Бездетная супружеская пара, родственники отсутствуют, погибли в автокатастрофе. Двое детей, скончавшихся в младенческом возрасте, не оставив никаких следов, не имеющих прошлого. Все они - идеальные кандидаты для русских секретных агентов, которые похищают их имена и передают своим шпионам.
Сергей Иванов, родившийся в Москве в 1956 году, таким образом превращается в Джона Смита, родившегося в том же году в Лондоне. Русский живет под новым именем, тщательно создает себе прошлое, охраняет настоящее при помощи настоящих/подложных адресов, прячется за обычными прикрытиями. За магазином, за каким-нибудь агентством, за менеджерским столом. Возможно, отряд убийц, задействованный в убийстве Александра Литвиненко, получал поддержку таких вот Сергеев-Джонов. Последние рапорты британской разведки сообщают, что в Соединенном Королевстве действует не менее 30 шпионов СВР (службы внешней разведки). Они повинуются приказам 'резидента' (координацией военных агентов занимается другой человек) и рассчитывают на все более и более широкую поддержку таких помощников, как Сергей-Джон. Им поручается поиск новых информаторов, нахождение 'слабых звеньев' в государственных организациях и промышленных предприятиях. 'Призраки' - вокруг нас, но мы их не замечаем. В том смысле, что они не бросаются в глаза, они очень терпеливы, их натаскали на то, чтобы слушать. Болтовня у стойки паба может завести очень далеко. Дружеские отношения с чиновником, завязанные в метро, могут открыть тайны компании.
Эти агенты - глаза и уши 'управления С', оперативного отдела российской СВР. Их отправляют на жительство в фешенебельные районы вроде Челси, равно как и туда, где живут люди попроще. Они снимают безликие домики или покупают квартиры в посольских районах. Из этих домов или квартир они выходят, чтобы проследить за российским эмигрантом, противником Кремля; они следят за операциями миллиардера-врага Путина, изучают привычки возможного объекта. Именно их базы данных, по совместительству с информацией резидента (главы разведки в той или иной стране) дает оперативную картину для убийц, которые прибывают на место преступления последними и исчезают первыми. Отношения с Москвой поддерживаются при помощи тайных способов связи или при помощи курьеров. Запрос на выдачу визы группе бизнесменов со стороны российского посольства может стать прикрытием для посланника. Британская МИ-5 остается настороже. И тогда вмешательство нелегального мигранта помогает избежать проверок.
Две недели назад один из таких 'призраков' попался в сети канадской службы контрразведки. Его задержали в аэропорту Монреаля, когда он собирался уже вылететь из страны: в багаже - три сотовых телефона, несколько зашифрованных SIM-карточек, радиоаппаратура, два цифровых фотоаппарата и 7 тысяч долларов наличными. В кармане - фальшивый паспорт и (занятный поворот) канадское свидетельство о рождения, выданное на имя Пола-Уильяма Хэмпела (Paul William Hampel), 'родившегося в Монреале в 1965 году'.
Сверив данные с ЗАГСом, агенты установили, что этот документ - поддельный. Пол Хэмпел существует на свете, но он, разумеется, не шпион. Хозяин квартиры с трудом мог помочь расследованию: его жилец был человеком без лица. В ходе допросов шпион рассказал свою историю так: сначала он работал спасателем на пляже, потом открыл турагентство, затем создал маркетинговую компанию в Ирландии. Однако, удивительным образом, он не заработал ни цента и никогда не регистрировал свой бизнес. Интернет-сайт, указанный как web-адрес турагентства, не дал никаких доказательств того, что оно действительно работало. Там содержалась ли фотогалерея с изображениями посещенных стран (главным образом - восточноевропейских). Один из экспертов в области безопасности выразил сомнения относительно шпионских способностей загадочного Пола. Ему приходилось жить в Квебеке, однако по-французски он мог выдавить из себя лишь пару слов. Это правда, - отреагировал другой эксперт, - однако он водил контрразведку за нос годами, и теперь еще предстоит установить, какой урон он нанес.
Более опытным агентам придет в голову знаменитая история 'Ламбертов'. Эта супружеская пара представлялась соседям как Маккензи Ламберт и Лори Броуди. В действительности это были нелегальные агенты СВР, засланные в Канаду собирать секретную информацию. Их настоящие имена были Дмитрий и Елена Ольшевские. Офицер, отвечавший за их командировку, выстроил историю, которую они должны были рассказывать - начиная с нового имени, украденного у двух детей, погибших вскорости после рождения. Были и детали их канадской жизни: школы, места работы, знакомые. Это то, что называется 'легендой': она защищает тайную деятельность нелегалов и даже помогает ей. Раскрыть их можно, если они совершат неверный шаг. Или если кто-нибудь продаст их врагу - как, возможно, собирался сделать Литвиненко.