Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не была ли война в Ливане очередным эпизодом битвы за нефть?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Оставленная в стороне, Россия становится более слабой. Сегодня основная стратегическая роль 'защитника' восточно-средиземноморского транспортного и нефтепроводного коридора, выходящего из Джейхана, отводится Израилю. Кроме того, Израиль значительно увеличит импорт нефти из Каспийского моря для нужд собственной экономики

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель pgoulkin, за что мы ему крайне признательны

____________________________________________________________

Не могла ли война в Ливане начаться ради защиты нефтепроводов и достижения американских геополитических целей, а вовсе не из-за обстрела 'Хезболлой' северных районов Израиля? Канадский профессор-экономист считает, что да.

Ввод в действие нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (BTC), связующего Каспийское море с Восточным Средиземноморьем, состоялся 13 июля текущего года, через день после начала войны. Мишель Чоссудовский из университета Оттавы, возглавляющий Центр исследований проблем глобализации (Center for Research on Globalization), обратил внимание на то, что всего за день до первого израильского налета, основные партнеры и акционеры по проекту трубопровода BTC, среди которых было несколько руководителей государства и высшие должностные лица нефтяных компаний, собрались в порту Джейхан на прием, который давал президент Турции Ахмет Неджет Сезер. Среди приглашенных гостей был Главный исполнительный директор British Petroleum (BP) лорд Браун, а также высшие государственные деятели из Бахрейна, США и Израиля, включая министра энергетики и инфраструктуры Биньямина Бен-Элизера. BP возглавляет консорциум, прокладывавший нефтепровод BTC. Его другими крупнейшими акционерами являются Chevron, ConocoPhillips, французская Total и итальянская ENI. Чоссудовский отмечает, что самым важным обстоятельством, касающимся трубопровода BTC, является то, что он огибает территорию Российской Федерации. Трубопровод проходит через бывшие советские республики Азербайджан и Грузию, превратившиеся в американские 'протектораты', которые уже вовлечены в американо-натовский альянс. И Азербайджан, и Грузия тесно сотрудничают с Израилем в военной области.

'Я уверен, что подоплекой ливанской войны являлись стратегические соображения, завязанные на нефти и нефтепроводах', - говорит Чоссудовский. 'Оставленная в стороне, Россия становится более слабой. Сегодня основная стратегическая роль 'защитника' восточно-средиземноморского транспортного и нефтепроводного коридора, выходящего из Джейхана, отводится Израилю. Кроме того, Израиль значительно увеличит импорт нефти из Каспийского моря для нужд собственной экономики'.

Чоссудовский, чья завоевавшая известность во всем мире работа 'Глобализация нищеты' переведена на 11 языков, утверждает, что бомбардировка Ливана была частью тщательно спланированного и скоординированного военного плана, последующим этапом которого является война, когда будут нанесены удары по Ирану и Сирии. Он полагает, что это будет сделано ради защиты нефтяных интересов, а вовсе не из-за необходимости достижения стабильности в регионе. 'Конечной целью является установление израильского контроля над береговой линией Восточного Средиземноморья. С вводом в действие этого трубопровода Восточное Средиземноморье превращается в 'энергетический коридор', ведущий к Каспийскому бассейну. Нельзя забывать, что все участники проекта трубопровода являются союзниками США, включая Турцию, Грузию и Азербайджан'.

Выводы, которые Чоссудовский делает в отношении Израиля, категоричны: сегодня Израиль является частью того, что он называет 'англо-американская военная ось, обслуживающая интересы западных нефтяных гигантов на Ближнем Востоке и в Средней Азии'. 'Общественность Израиля не представляет себе, в чем заключаются эти цели и чем руководствуется правительство страны. Многие израильтяне верят, что Cилы обороны Израиля сделали все возможное, чтобы обеспечить безопасность населения страны, но просто не справились с этой задачей. Не сумели'. В этой связи сам собой напрашивается вывод о том, что этот план мог предусматривать ослабление Израиля (о чем нам даже подумать было страшно!) для того, чтобы 'Хезболла' некоторым образом могла торжествовать победу, на годы консервируя нестабильность не только в южном Ливане, но и на большей части территории северо-западного Ливана и юго-западной Сирии вдоль побережья Средиземного моря. Точно так же, как в свое время договоренности в Осло укрепили положение палестинцев за счет ослабления Израиля, что привело к десятилетию беспрецедентной нестабильности в стране. Подобная перспектива вполне вероятна для Ливана, если предположить что недавняя война была всего лишь первым актом разыгрывающейся пьесы. В итоге США вполне возможно будут настаивать на том, чтобы израильские войска были размещены на побережье не для того, чтобы защищать трубопровод, но во имя 'обеспечения стабильности в регионе'.

Все это ужасно, поскольку население Израиля станет использоваться как инструмент обеспечения безопасности и защиты частного трубопровода. Но на самом деле, это не совсем так. Для Израиля подобная ситуация таит в себе большую выгоду.

По трубопроводу BTC нефть будет поставляться на рынки западных стран через подводный трубопровод протяженностью 400 км, связывающий Джейхан в Турции и израильский порт Ашкелон, а затем будет транспортироваться до Эйлата по трубопроводу, закрытому в конце 70-х годов после свержения шаха и потери иранской нефти. За каждый прокачанный через свою территорию на зарубежные рынки баррель нефти Израиль станет получать определенную плату. А, учитывая, что цена на нефть неизменно продолжит расти, Израиль, сумев добиться разумной цены на нефть и газ на протяжении всего 30-50-летнего срока действия контракта на поставку, не только сможет снизить стоимость приобретаемых энергетических ресурсов, но и на десятилетия удовлетворит потребности своей экономики в углеводородах. Этот проект, помимо прочего, предусматривает доставку в Израиль воды с верховьев Тигра и Евфрата в Анатолии, что сулит дополнительную выгоду для страны. В апреле 2006 г. Израиль и Турция объявили о планах строительства четырех подводных трубопроводов в обход территории Сирии и Ливана.

Каковы будут последствия такой сделки? Трубопровод непосредственно угрожает интересам России в то время, как израильско-российские экономические и политические отношения все больше теплеют и углубляются. 'Перенаправление среднеазиатской нефти и газа в сторону Восточного Средиземноморья при израильском военном обеспечении для организации реэкспорта в Азию, несомненно, подорвет внутриазиатский энергетический рынок, основывающийся на расширении прямого трубопроводного сообщения между Средней Азией, Россией и Южной Азией, Китаем и Дальним Востоком', - говорит Чоссудовский. 'Подобные построения однозначно направлены на ослаблении позиций России в Средней Азии и отрыв Китая от нефтяных запасов этого региона. Кроме того, они также нацелены на изоляцию Ирана'. Чоссудовский указывает на то, что Москва отвечает на американо-израильско-турецкие планы милитаризации Восточного Средиземноморья собственным планом развертывания российской военной базы в сирийском порту Тартус. Москва намерена разместить вокруг своей военно-морской базы систему противовоздушной обороны, которая будет охранять как ее саму, так и значительную часть территории Сирии. 'Более того, Москва и Дамаск достигли соглашения о модернизации противовоздушной обороны Сирии, а также разработали программу укрепления наземных сил, модернизации самолетов МиГ-29 и подводных лодок (о чем 'Коммерсант' сообщал 02 июня 2006 г.) В условиях эскалации конфликта, подобные действия могут иметь очень далекоидущие последствия.

Чоссудовский полагает, что разрабатываемые подводные маршруты трубопроводов напрямую не нарушают территориальный суверенитет Ливана и Сирии. Прокладка альтернативных наземных маршрутов (для транспортировки нефти и воды) через территорию Ливана и Сирии потребовала бы совместного турецко-израильского контроля над территорией вдоль восточно-средиземноморской береговой линии Сирии и Ливана. 'Планы создания наземных коридоров в противоположность подводным трубопроводам потребуют милитаризации всего восточно-средиземноморского побережья от порта Джейхан - через всю Сирию и Ливан, до ливано-израильской границы. Не это ли и было настоящей целью войны в Ливане? Открытое пространство, позволяющее Израилю контролировать обширную территорию, протянувшуюся от ливанской границы через Сирию до Турции?'

_________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - pgoulkin

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей