В сентябре 2005 года, когда российско-германский мегапроект, призванный обеспечить долгосрочное и стабильное снабжение Европы газом, вступил в стадию привлечения инвестиций, некоторые политики стран Балтии и Польши выразили обеспокоенность тем, что строительство газопровода может оказать негативное воздействие на Балтийское море.
Министры иностранных дел Швеции и Финляндии заявили, что экологические вопросы строительства Северо-Европейского газопровода (СЕГ) должны решаться в первую очередь. Литовская делегация Европарламента инициировала в ПАСЕ резолюцию об угрозе, которую представляет для экосистемы Балтийского моря химическое оружие, конфискованное после Второй мировой войны и захороненное на дне моря союзниками антигитлеровской коалиции в 1946-47-х годах. Авторы этого предложения не упомянули о 'европейском измерении' этого проекта, реализация которого ведется в соответствии с процедурами, предусмотренными международным правом.
Организаторы проекта уверяют, что при проведении строительных работ будет обеспечена полная прозрачность информации и соблюдены самые строгие экологические нормы. Разработка проектно-строительной документации велась в строгом соответствии правилам международной процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), конвенции ООН по морскому праву 1982 года, директив 85/337/СЕЕ и 97/11/UE, а также Хельсинской конвенции - HELCOM. При разработке проекта учитывались национальные законодательства в области охраны окружающей среды таких государств, как Швеция, Дания, Германия и Финляндия, которые или напрямую вовлечены в этот проект, или имеют к нему отношение в силу того, что трубопровод может пересекать их границы. Газопровод будет проложен в территориальных водах этих стран. В список стран входят также Польша и страны Балтии, поскольку СЕГ будет проходить в близости от их экономических зон.
'Взаимные интересы'
'Гидроспецгаз' был назначен генеральным проектировщиком СЕГ. Исходя из ведущихся инженерных и экологических изысканий, Газпром предполагает, что строительство первого участка СЕГ будет завершено к концу 2006 года. В настоящее время проверку его соответствия международным нормам по проектированию и строительству подводных трубопроводов осуществляет норвежская компания Det Norske Veritas (DNV). В ближайшие два года в государствах Балтийского региона будут организованы публичные слушания по вопросам охраны окружающей среды на всех стадиях реализации проекта. Параллельно, предусмотрено провести международную экологическую экспертизу при участии многочисленных специалистов.
Экологические аспекты проекта изучаются с предельной тщательностью, это обусловлено его европейским измерением. Во время саммита ЕС-Россия, проходившем в октябре 2001 года, проект СЕГ был внесен в список инфраструктурных объектов, представляющих 'взаимный интерес', и Еврокомиссия присвоила ему статус TEN (Трансъевропейские сети). По мнению Бениты Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Valdner), еврокомиссара по внешним связям, эта новая газовая артерия внесет существенный вклад в обеспечение поставок газа Европейскому Союзу в условиях максимальной экологической безопасности.
Решения, принятые во время проведения проектно-изыскательских работ, сокращают до минимума экологические риски. Рыбные ресурсы Балтийского моря могут ощутить некоторое негативное воздействие во время реализации проекта, но не в ходе его эксплуатации. Во время строительства основным фактором риска являются не люди, а подводный робот, который, как предполагается, будет рыть траншею глубиной пять метров, куда затем будут положены трубы. Во время осуществления подводных работ в воде будет присутствовать глинистая взвесь (пелит). Но эксперты считают, что осадок будет наблюдаться в ограниченной зоне (40-90 километров от стройки), и что возможный негативный эффект для моллюсков и рыб будет минимальным. Химическое оружие, затопленное после Второй мировой войны, а также отказ Газпрома взять на себя его ликвидацию, привели к тому, что некоторые страны выдвинули трудноосуществимые предложения по решению этой проблемы, которые могут привести к тому, что по экономическим причинам реализация проекта СЕГ окажется невозможной. Газпром продолжает изыскательские работы в Балтийском море, чтобы собрать максимальное количество данных о лежащих на дне и могущих представлять хоть малейшую опасность предметах. Компания на регулярной основе получает и изучает снимки местности, сделанные из космоса. Трасса морского участка газопровода протяженностью 1198 км. пройдет вдали от захоронений оружия, расположенных в самой глубоководной части моря. План работ по разведке, обнаружению и ликвидации взрывчатых веществ и химического оружия, а также метод расчета остаточных рисков будет представлен на изучение в Службу ООН по разминированию.
Кладбище химического оружия.
По мнению Виталия Личидова, специалиста по вопросам консервации, уничтожения и нераспространения химического оружия Российского института стратегических исследований: ' Количество токсичных веществ, содержащихся в боеприпасах и контейнерах, покоящихся на дне Балтийского моря, составляет около 12 000 тонн : В целом, потеря герметичности химическим оружием и другими контейнерами, растворение и гидролиз токсичных веществ в морской воде не представляют опасности для гидросферы. На экологическую ситуацию в Балтийском море, в общем и целом, больше
влияет сброс в него промышленных и бытовых отходов государствами Балтийского региона'. Вадим Пак, директор Атлантического отделения Института океанологии РАН утверждает: ' Меры, принятые международным сообществом, позволили в значительной мере обезопасить подводные захоронения химического оружия, а намеченная трасса СЕГ проходит на большом расстоянии от зон риска. Подводный газопровод обеспечит транспортировку российского газа в Западную Европу в условиях максимальной безопасности.
Намеченная трасса газопровода огибает Слупкинскую впадину, где глубина составляет 60 метров, и наблюдаются сильные морские течения. Трасса также проходит вдали от наиболее загрязненных зон Финского залива и охраняемых природных территорий, что в дальнейшем облегчит строительство рукавов от СЕГ в направлении Швеции'.
В настоящее время страны Балтийского региона склонны более спокойно оценивать экологические риски, связанные со строительством Северо-Европейского газопровода. Таллинн и Хельсинки не исключают возможности присоединения к СЕГ средней части будущего подводного финско-эстонского газопровода (Baltic Connector), который будет пересекать Финский залив. Проект строительства в Польше порта для приема сжиженного газа также указывает на усиление роли Балтийского моря в европейском энергетическом диалоге.
Автор - журналист РИА Новости